Если рассуждать логически, то какой адекватный капиталист пойдет с винтовкой против заведомо более сильного противника (а в конце 1917 — начале 1918 гг. казалось, что политику большевиков поддерживают почти все)? Более того, на всех фронтах деятели белого движения как раз сталкивались с безразличием капиталистов, об этом писали А. И. Деникин, М. К. Дитерихс, Я. А. Слащев. Интересно рассуждал о белом движении известный историк и лидер кадетов, П. Н. Милюков: «Изолированность кучки добровольцев от окружающего населения горько ощущалась уже и тогда, когда на все призывы пойти в её ряды откликалась лишь зелёная молодежь средней буржуазии...» (с) П. Н. Милюков. Последние новости, Париж, 1923.
Антон Иванович Деникин был сыном русского крепостного крестьянина, сданного в рекруты
и выслужившегося к старости в офицеры.
Лавр Георгиевич Корнилов аристократизмом происхождения также не блистал -
он происходил из простых казаков.
Вот ключевые слова: молодежь и «средняя буржуазия». То есть не олигархат или «лендлорды с родословной от X века», а, выражаясь современным языком, «средний класс».
Проблема Российской империи была в том, что этот средний класс был крайне немногочисленным, а тормозила его развитие сама власть, обрубая социальные лифты.
Нельзя сказать, что этих лифтов не было совсем. Один из главных (пожалуй, даже самый главный, в том числе и в период Первой мировой) — это армия. Потому белое движение приобрело столь явный «офицерский оттенок», плюс с заметным участием разночинной молодежи — тех самых юнкеров, кадетов, гимназистов и так далее. Этот «средний класс» не воспринял идеологию и поступки большевиков, но он и не мог эмигрировать (что как раз делали настоящие помещики и капиталисты, как правило им хватало средств на безбедную жизнь за рубежом).
А вот ещё одно свидетельство очевидца: «Добровольческая армия с самого начала приобрела характер «офицерской» части, то есть явилась ополчением «патриотически настроенной интеллигентной молодежи», морально оторванным от народных масс...» (с) Генерал Н. Н. Головин. Российская контрреволюция в 1917 — 1918 гг.
Кем был Лавр Корнилов? Сыном казака. Кто такой Антон Деникин? Сын отставного майора из числа бывших крепостных. Кто такой Михаил Алексеев? Тоже сын отставного офицера, бывшего солдата. Белый генерал Николай Тимановский — из крестьян Виленской губернии. Генерал Василий Болдырев, Главком войск Директории (антибольшевистские силы на востоке России до Колчака) — сын крестьянина-кузнеца. Колчаковский министр финансов Иван Михайлов вообще был сыном революционера-народника. А министр труда при Колчаке, Леонид Шумиловский, происходил из семьи педагогов.
Знаменитый командир марковцев Николай "железный Степаныч" Тимановский
происходил из крестьян Виленской губернии
Для некоторых Белое Движение вообще стало как раз своеобразным социальным лифтом, когда есаул или штабс-капитан становился атаманом или генералом (конкретные примеры — Григорий Семенов из есаулов в атаманы и Николай Скоблин из командира батальона в генералы, да еще в 27 лет). Потому полностью соглашусь с таким выводом:
«Социальная палитра добровольческого офицерства отличалась крайней пестротой и состояла в основном из разночинцев, многие из которых являлись выходцами из бывшего «податного населения»...» (с) Р. М. Абинякин. Офицерский корпус Добровольческой армии.
Нельзя сказать, что карикатурных «помещиков-дворян-капиталистов» в белых армиях не было совсем. Более того, часто их наличие порождало социальные и идеологические конфликты, раскалывая белое движение.
А вот генерал Пётр Врангель был родовитым аристократом.
И именно деревня, на мой взгляд, решила исход противостояния условных лагерей «красных-белых», качнувшись на сторону противников Колчака и Деникина.
Journal information