Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Егор Холмогоров. Код "Ну Погоди!"

Набрёл в интернете на очень любопытный материал. Известный публицист консервативного лагеря Егор Холмогоров (holmogor) размышляет о ... знаменитом детском мультсериале "Ну, погоди!", о его культурологическом смысле и контексте. Разбор настолько любопытен, что не могу не поделиться. Оригинал здесь.





Разъяренные неуважением к "Тимуру и его команде", читатели заявили, что я дальше должен разобрать сериал "Ну погоди!".

Мне не трудно это сделать - очень любил его в детстве, а не так давно пересмотрел от начала до конца с сыном и моим уже взрослым глазам окончательно открылось все величие этого сериала, воплощающего самый дух Эпохи Застоя (и заметим с ее окончанием сразу скисшего).

Это сериал о битве Цивилизации с Варварством.




Заметим, что в этом сериале не Заяц сражается с Волком. С Волком сражается Брежневская Цивилизация во всех её бесчисленных проявлениях и институциях: телевизоры и мотоциклы, пляжи и дома юного техника, стадионы и новые асфальтовые дороги, исторические музеи и новогодние елки, телефонные автоматы и автоматы с газировкой.

Весь совокупный вещно-институциональный мир Брежневской Стабильности противостоит Волку, защищая Зайца.

А кто такой Волк?

Ну тут даже долго размышлять не надо.

Волк - это Варвар. Варвар в общефилософском смысле, как враг и разрушитель цивилизации.

А в эмпирических координатах брежневского социума - это Алкаш. Стопроцентно узнаваемый в каждой ужимке персонаж эпохи.





За мной в детстве гнался алкаш по двору, за то, что мы попали мячом по вагончику, где он, видимо, культурно отдыхал. Это ощущение Зайца ни с чем не спутаешь.

И вот перед нами на протяжении полутора десятков лет разворачивалась история о том, как всеми своими совокупными силами Брежневская Цивилизация пытается защитить мир, прежде всего детский, от Алкаша.

Защитить неуспешно, кстати, поскольку на протяжении всего Застоя и алкоголизация, и криминализация советского общества росли. Росли быстрее, чем культурно-цивилизационные возможности.

Но замысел был именно таков. Обуздать внутрисоветского "варвара". И самая эпичная в этом смысле сцена - это конец серии "В Музее", когда к телу античной статуи приставляют голову Волка.





Брежневская эпоха вообще была уникальным периодом Советской Античности - попыткой выстроить для советской цивилизации не коммунистическое в узком смысле слова, но и не религиозное основание.

Я об этом писал подробно на своем сайте "100 книг" - приведу оттуда лишь короткую цитату:

"Это был безбожный идеал поклонения человеку культуры. И это был очень демократический идеал — вера что культуру создают все, все живут чтобы петь, рисовать, танцевать, прыгать в длину (олимпийский идеал важная часть этого самосознания, а Олимпиада-80 не случайно стала кульминацией этой эпохи).
По сути это была санкционированная компартией Эллада. Без христианства. Без империи (называть СССР «империей» можно только от недомыслия или нечестности)... Идеал гармоничного гуманистического общества, в котором труд и общественная организация приводят к раскрытию творческих и эстетических возможностей человека
Это была, конечно, Эллада без агона — без напряженной борьбы и публичной конкуренции творцов, которая составляла саму суть эллинского образа жизни. Тут весь агон был строго под контролем парткомов.
Остальное в этой Элладе тоже было снижено. Вместо Пиндара — Пахмутова. Вместо Архилоха — Высоцкий. Вместо трагедии — «Вам и не снилось». Вместо Аристофана — сначала в общем неплохо — Гайдай, а потом, увы, — «Вокруг смеха».

Но все-таки это был возвышенный эстетический идеал, оправдывавший существование человека. Мало того, это был достаточно демократичный, «афинский» эстетический идеал, делавший и само творчество и его плоды достоянием всех" (конец цитаты).





Фундаментальное эллинское противопоставление цивилизованного эллина и дикого разрушителя-варвара отлилось в итоге в чеканный мифологический образ агона между эллином-Зайцем и варваром-Волком.

С началом антиалкогольной кампании, а затем перестройки этот сериал как живой проект начал выдыхаться и умер, поскольку умер центральный мифологический сюжет этой истории - Цивилизация против Алкашни.
Tags: Культурология, Православное воспитание детей
Subscribe

Posts from This Journal “Православное воспитание детей” Tag

promo mikhael_mark октябрь 6, 2022 14:35 2
Buy for 10 tokens
Обращаюсь прежде всего к мужской части своей аудитории. А также к тем женщинам, у которых есть подросшие сыновья, больше не играющие в игрушки. У вас есть шанс оказать помощь жителю ДНР, пострадавшему от украинской агрессии, причём вам это ни копейки не будет стоить. Вернее, обойдётся только в…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments