Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Посмертные приключения святого благоверного князя

О перенесении мощей князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург

12 сентября Русская Православная Церковь празднует память перенесения святых мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, где мощи святого князя и почивают поныне. Вероятно, именно по этой причине день 12 сентября решено было сделать кульминацией торжеств, посвящённых 800-летию со дня рождения великого полководца средневековой Руси, которое отмечается в этом году (на самом деле князь Александр Невский родился в мае, но Церковь редко чествует своих святых в дни их рождения). Надеюсь, что до конца года я ещё наберусь мужества и напишу об Александре Невском подробную статью - благо, Церковь ещё будет совершать его память 6 декабря. Пока же хотелось бы остановиться немного именно на сегодняшней дате и её истории.






Святой благоверный князь Александр Невский




Как известно, мощи Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург распорядился перенести император Пётр Великий вскоре после Ништадтского мира. Пётр Алексеевич крайне почитал святого князя, считая себя прямым продолжателем его дела - князь воевал против шведов и Ливонского ордена не в последнюю очередь ради того, чтобы сохранить выход России в Балтийское море, Пётр отвоёвывал для России этот выход, утраченный в Смутное время. Основывая свою новую столицу в устье Невы, Пётр Алексеевич специально распорядился устроить на месте победы Александра Невского над шведами в 1240 году монастырь, который посвятить памяти святого князя. Поначалу, правда, планы строительства монастыря пришлось отложить, так как город находился в опасности от шведских военных экспедиций. И лишь после взятия Выборга в 1710 году, когда непосредственная угроза Петербургу была ликвидирована, монастырь действительно был основан и со временем вырос в современную Александро-Невскую лавру.
30 августа (10 сентября нового стиля) 1721 года война со шведами победоносно завершилась. Эту свою победу Пётр и решил увековечить церковно, перенеся в новый монастырь мощи святого князя, упокоившиеся во Владимире. С его стороны казалось предельно логичным, чтобы князь Александр Невский покоился на том самом месте, где он когда-то одержал свою первую и самую знаменитую победу во славу земли Русской (именно победа над шведами в 1240 году доставила князю почётное наименование "Невский", Битва на Чудском озере, происшедшая два года спустя, только в период СССР начала активно популяризироваться). Тем самым усмотренная царём-полководцем параллель между собственной борьбой за обладание Балтикой и борьбой святого князя Александра получала бы видимое выражение, освящённое к тому же авторитетом Церкви. Да и новопостроенный монастырь мощи святого князя сделали бы крупным центром притяжения духовных устремлений русского народа, что с одной стороны способствовало бы росту Петербурга, а с другой - призывало бы на новый город Божию Благодать по молитвам паломников.


Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге.
Фото из открытых источников.



 Процессия с мощами святого благоверного князя вышла из Владимира два года спустя после Ништадтского мира  - в августе 1723 года. Честные останки Александра Невского несли на руках, чтобы все желающие могли бы поклониться великому защитнику Святой Руси, почтить его память, излить перед ним в молитве свои нужды.  16 августа процессию с мощами святого князя встречали в Москве, 26 августа - в Твери. Поскольку прибыть в Санкт-Петербург к очередной годовщине Ништадтского мира не успели, решено было подождать с водворением мощей в Александро-Невской лавре до следующего года, мощи святого князя временно упокоились в Никольской церкви Шлиссельбурга. А 30 августа 1724 года торжественная процессия внесла их в Благовещенскую церковь Александро-Невской лавры, где и положила под колокольный звон и пушечный салют. После завершения строительства главного храма Александро-Невской лавры - Троицкого Собора - мощи святого Александра Невского были перенесены туда и торжественно положены в нишу за правым клиросом. Серебряную раку для мощей изготовили в 1752 году по указу императрицы Елизаветы I, дочери Петра Великого. Раку украшали стихи М.В. Ломоносова и барельефы с изображениями подвигов святого князя. При Елизавете же был учреждён ежегодный крестный ход из кафедрального собора Санкт-Петербурга в Александро-Невскую лавру с молебном святому князю Александру Невскому - традиция, сохранявшаяся до самого большевицкого переворота и возобновлённая в наши дни по инициативе Патриарха Кирилла.




Пётр Великий перевозит мощи святого Александра Невского в Санкт-Петербург.
Художник Ф.А. Москвитин.


Троицкий Собор Александро-Невской лавры.
Фото из открытых источников.



В наши дни в некоторых кругах ревностных не по разуму прихожан и паломников родилась псевдоблагочестивая легенда, утверждающая, будто святой благоверный князь Александр Невский, не одобряя политики царя-"богоборца", посмевшего потревожить его мощи, совершил чудо, в результате чего его подлинные честные останки чудесным образом перенеслись обратно во Владимир, где, якобы, и почивают на самом деле. В лихие 90-е, когда в церковно-издательском деле и в православной книготорговле царил полный хаос, это псевдо-предание вполне можно было встретить даже в официально изданных православных календарях. Однако поскольку Русская Православная Церковь официально чтит перенесение мощей святого князя Александра Невского в Санкт-Петербург, и именно почивающие в Александро-Невской лавре мощи почитает подлинными, я могу заключить, что соборное мнение Церкви всё же не согласно с этой псевдоблагочестивой легендой. К тому же за 300 лет вряд ли можно было не обнаружить исчезновение мощей, как совершенно справедливо заметил по данному поводу священник Александр Цыганков. К тому же большевиками в 1922 году рака с мощами была вскрыта, останки Александра Невского долгое время находились в т.н. "музее религии и атеизма". В 1989 году их снова передали для почитания Русской Православной Церкви, которая вернула честные останки князя-полководца на место - в Троицкий Собор. Что, всё это время многие поколения священников и епископов, среди которых хватает канонизированных святых, на самом деле поклонялись лже-мощам, лжесвидетельствуя перед Господом? Не верится. Насколько трепетно подходит Церковь к вопросу о подлинности святых мощей, мы видели из истории с перезахоронением неизвестных останков под видом святых царственных страстотерпцев - Церковь отказалась участвовать в этом псевдоблагочестивом шабаше, поминая лишь "всех за веру Христову умученных и убиенных", а самих погребаемых - под формулой: "Имена же их Господи, Ты Сам веси".

Да и по существу: с чего бы святому благоверному князю Александру противиться перенесению своих мощей в Санкт-Петербург? Город основан на месте победы Александра Невского в Невской битве, так что избрать благоверного князя небесным покровителем города было предельно логично. В городе жили православные русские люди, так что у святого князя не было причин отказывать им в своём благословении и молитвенном заступничестве перед Престолом Всевышнего. Пётр Великий в своей внешней политике действительно выступал прямым продолжателем дела святого Александра Невского - князь Александр защищал северо-западные рубежи Русской земли, Пётр Великий - отвоёвывал их у тех же самых врагов. Да, Петра в его воинских подвигах влекли прежде всего внешнеторговые интересы России - выход в море позволял нашей стране освободиться от унизительной зависимости от капризов иноземных купцов, скупавших русские ресурсы за бесценок, а свои товары предлагавших втридорога. Но и Александр Невский боролся не только за Православную веру, но и за торговые пути, за выгоды новгородских купцов, которым мешала экспансия шведских и немецких феодалов в Прибалтике. Да и вера... Не выведи Пётр Россию в число ведущих европейских держав, к середине XVIII века её экономическая зависимость от иностранцев вполне могла бы превратиться в зависимость политическую (небезызвестный учёный и философ Лейбниц прямо предлагал Карлу XII Шведскому оккупировать Россию во имя интересов "цивилизованной Европы") и соответствующая вера была бы огнём и мечом насаждена в России вместо Православия - как того и хотели шведские противник Александра Невского в 1240 году. Так что в этой псевдоблагочестивой легенде о мощах, якобы, чудом оставшихся во Владимире, ощущается острый привкус русофобщины. Понимают ли это распространители данной легенды или нет - как говорится, оба ответа равно печальны.



Невская битва 1240 года.



К слову, на протяжении всей послепетровской истории России - что в императорский, что в советский, что в постсоветский период - ни один враг, с которым Россия воевала, так и не смог взять Санкт-Петербург. Хотя враг оказывался у его стен неоднократно - и в ходе Великой Северной войны, и при Екатерине II, и в период войны Крымской, и в Первую Мировую (причём в разгар развала русского фронта, когда армия, деморализованная февральским переворотом и последующей "демократизацией", массово дезертировала), и в период Великой Отечественной войны, в ходе которой Петербургу пришлось выдержать самую тяжёлую в мировой военной истории осаду. Много раз, казалось, враг имел все шансы овладеть городом на Неве. Но до сих пор Санкт-Петербург так ни разу никем и не был взят.

Но не значит ли это, что святой благоверный князь Александр Невский принял замысел Петра Великого, что князь-победитель действительно является небесным заступником Санкт-Петербурга?

Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас!
Tags: Александр Невский, Век восемнадцатый, Елизавета Петровна, История Церкви, Наши праздники, Наши святые, Православие, Пётр Великий, Санкт-Петербург, Средние века
Subscribe

Posts from This Journal “Александр Невский” Tag

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments