Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

"Белая Лилия Сталинграда" в этом году отметила бы столетний юбилей

18 августа сего года исполнилось ровно сто лет со дня рождения Лидии Владимировны Литвяк (1921 - 1943) - советской лётчицы, самого результативного аса Второй Мировой войны среди женщин, участницы Сталинградской битвы. Эта героическая девушка в неполных 22 года дослужилась до командира звена в 73-м гвардейском Сталинградском истребительном авиаполку, совершила 168 боевых вылетов, уничтожив 11 самолётов противника лично и ещё 3 - в группе.





Лидия Владимировна Литвяк



Лидия Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 года, в семье простого русского рабочего-железнодорожника. Отец Лиды в период "Большого Террора" был расстрелян как "враг народа" - безукоризненно пролетарское происхождение не спасло. Тем не менее, его дочь благополучно окончила среднюю школу, старшеклассницей занималась в Кировском аэроклубе, совершив свой первый самостоятельный полёт в 15-летнем возрасте, потом окончила Херсонскую авиационную школу инструкторов и начала работать в Калининском аэроклубе в качестве инструктора, быстро выдвинувшись в число лучших.  Правда, в комсомол Лида вступила лишь в 18-летнем возрасте - видимо, беззаконная расправа над отцом поколебала её веру в "светлые коммунистические идеалы". А возможно, членство в комсомоле просто потребовалось ей для поступление в лётное училище - а летать девушка хотела. В конце 30-х годов Лидия Литвяк окончила Херсонскую авиационную школу лётчиков-инструкторов, после чего устроилась работать в Калинский аэроклуб. До начала Великой Отечественной войны Лидия Литвяк успела подготовить 45 пилотов.

Когда разразилась Великая Отечественная война, Лидия Литвяк, подобно многим своим соотечественницам, решила отправиться на фронт - защищать Родину, мстить захватчикам, освобождать оккупированные нелюдями-"евроинтеграторами" русские земли. В её голову не закралось и мысли о сведении личных счётов с "преступным режимом" за расстрелянного отца, когда смертельная угроза нависла над всем народом. Узнав, что командование формирует авиационный полк из девушек, она приписала себе лишние 100 часов налёта и в январе 1942 года была зачислена в 586-й истребительный авиаполк.



Портрет Лидии Литвяк в зимней полётной форме.




Полк, в котором служила Лидия, организационно входил в состав Саратовско-Балашовского района ПВО, охранял от вражеских налётов Саратов. В небе над этим городом, находившимся в ближнем советском тылу, Лидия совершила 55 боевых вылетов и одержала первую воздушную победу - сбила в группе бомбардировщик "Юнкерс" Ju-88.

Немного личных подробностей к характеристике нашей героини. Вот что вспоминает одна из сослуживиц Лиды: "В октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: "Ночью..."Раскова сказала, что следующей ночью Лиля, вместо того чтобы спать, отпорет воротник и пришьёт мех обратно на унты. Её к тому же ещё и арестовали, посадив в отдельное помещение, и она действительно всю ночь занималась обратной перешивкой меха. Это был первый раз, когда другие женщины обратили внимание на Лилю, поскольку раньше никто даже не замечал эту невысокую, миниатюрную девушку. В свои 20 лет она была такая худенькая, симпатичная и очень похожая на популярную в те годы актрису Серову". Можно ли осуждать совсем ещё юную девушку за то, что ничто женское было ей не чуждо, что даже в нечеловеческих условиях войны ей хотелось выглядеть эффектно и нравиться? Полагаю, что нет - в конце концов, её боевая работа от этого нисколько не страдала. Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.



Пожалуй, самое известное фото Лидии Литвяк - с её знаменитым
голубым шарфиком, быстро ставшим её визитной карточкой.




Однако служба в тыловом районе ПВО быстро наскучила Лиде. Она начала хлопотать о переводе в действующую армию и в августе 1942 года добилась своего: её направили в 437-й истребительный авиаполк, воевавший на Юго-Восточном фронте. Это был один из самых драматичных периодов Великой Отечественной войны. Враг рвался к Сталинграду, в междуречье Волги и Дона начиналась грандиозная битва, которой суждено было стать решающим сражением всей Второй Мировой войны. В сентябре вражеские полчища вышли на непосредственные подступы к Сталинграду и повели наступление на этот город, где пересекались важные транспортные пути и где были сосредоточены несколько крупных оборонных предприятий.

Лидии Литвяк в обороне Сталинграда приняла живейшее участие. Она быстро освоилась на новом истребителе Ла-5 и уже 13 сентября 1942 года записала на свой счёт первые воздушные победы в небе над Сталинградом - сбила бомбардировщик Ju-88 и истребитель "Мессершмитт" Me Bf-109. "109-й" считался среди истребителей крайне почётной добычей, поскольку этот самолёт по своим техническим характеристикам превосходил большинство советских аналогов и по праву числится среди лучших истребителей всей Второй Мировой войны. 27 сентября Лида повторила этот результат, уничтожив с расстояния 30 метров ещё один "юнкерс" и сбив в паре с Р. Беляевой ещё один "мессер". Имеются сведения, что у лётчицы Беляевой кончились патроны, и Литвяк пришла ей на выручку, подменив её в бою с вражеским истребителем. А пилотом "109-го" оказался знаменитый ас, кавалер рыцарского креста, имевший на своём счету 30 воздушных побед.



Лидия Литвяк позирует на фоне своего самолёта



Примерно в это же время на фюзеляже самолёта Лиды появилось изображение белой лилии - её позывным под Сталинградом было слово "Лилия". С тех пор за Лидой прочно закрепилось прозвище "Белая Лилия Сталинграда".

Вскоре после боя 27 сентября Литвяк перевели сначала в отдельное женское звено при штабе авиадивизии, а затем - в 9-й гвардейский Одесский истребительный авиаполк. За этим полком тянулась грозная слава, его нередко называли  "полком асов". Командовал этой воинской частью опытный лётчик, ветеран Гражданской войны в Испании Лев Львович Шестаков, под чутким руководством которого боевое и лётное мастерство Лидии Литвяк заметно возросло. В конце декабря 1942 года Лидия Литвяк сбила неподалёку от своего аэродрома бомбардировщик Do-217, доведя таким образом счёт своих воздушных побед до 6-ти.

Новый 1943 год Лида встречала в составе 296 истребительного авиаполка. В начале этого года нежданно - негаданно она встретила своё счастье - обычное женское счастье, о котором мечтают большинство девушек. По свидетельству сослуживцев, Лида всегда отличалась романтичным нравом, кабину её самолёта неизменно украшал букетик живых цветов. Она любила дополнять свою форму яркими шёлковыми шарфиками, которые сама делала из парашютного шёлка. Стоит ли удивляться, что, оказавшись в практически целиком мужском окружении, Лида влюбилась? Её избранником стал лётчик-ас Алексей Фролович Соломатин. В январе 1943 года они узаконили свои отношения.



Лидия Литвяк и Алексей Соломатин




Сталинградская битва катилась к своему закономерному финалу. 2 февраля 1943 года окружённые в Сталинграде немецко-фашистские дивизии капитулировали. Однако война продолжалась. Войска, освободившиеся из-под Сталинграда, двинулись в наступление на запад. 11 февраля 1943 года командир полка, в котором служила Литвяк, повёл в бой четвёрку истребителей. Среди них - и знакомый всем самолёт с белой лилией на фюзеляже. В ходе воздушного боя "Белой Лилии" снова удалось уничтожить два вражеских самолёта - истребитель и бомбардировщик. На этот раз счёт девушки-аса пополнился сбитым в группе лучшим самолётом люфтваффе - "фокке-вульфом" FW-190. Спустя несколько дней новый воздушный бой едва не кончился для Лидии Литвяк трагично. Её истребитель был подбит. Лиде с трудом удалось посадить повреждённый самолёт на захваченной врагом территории. Приземлившийся русский истребитель заметили немцы и попытались захватить лётчицу в плен. Лидия выскочила из кабины и, отстреливаясь, побежала в сторону линии фронта. Но надолго ли могло ей хватить патронов? И не избежать бы Лиде гибели в неравном бою, если бы не нежданная помощь: в небе, неизвестно откуда, появился советский штурмовик и открыл ураганный огонь по вражеским солдатам, заставив их залечь. После этого штурмовик приземлился и принял Лидию Владимировну на борт. Героиня Сталинградской битвы была спасена.

23 февраля 1943 года Лидия Литвяк по совокупности боевых заслуг была награждена Орденом Красной Звезды - своей первой боевой наградой.


Лидия Литвяк с Орденом Красной Звезды

В марте 1943 года обострилась боевая обстановка в районе Ростова-на-Дону. 22 марта Лидия Литвяк с группой истребителей вылетела на перехват немецких бомбардировщиков. В этом бою ей удалось сбить ещё один "юнкерс". Однако после этой победы её самолёт подвергся атаке шестёрки "мессеров", неожиданно вынырнувшей из облаков. Лидия оказалась первой на пути фашистских стервятников. Чтобы дать своим товарищам возможность выполнить задание и разобраться с бомбардировщиками, Лида одна приняла неравный бой. 15 минут продолжалась перестрелка, в ходе которой отважная лётчица была тяжело ранена, а её самолёт получил значительные повреждения. С большим трудом Лида дотянула свой искорёженный самолёт до аэродрома. Доложившись командованию, раненая девушка потеряла сознание и пришла в себя уже в госпитале.

По окончании лечения Лида получила отпуск в Москву на месяц. Врачи взяли с неё расписку, что она не меньше месяца будет долечиваться дома. Лида провела в отпуске только неделю - и сбежала в родной полк. Уже 5 мая 1943 года Лидия Литвяк одержала новую воздушную победу - сопровождая к цели советские бомбардировщики, сбила немецкий истребитель.



Лидия Литвяк во время московского отпуска.

21 мая Лидию Владимировну постигло несчастье. В воздушном бою над селом Павловка погиб её муж - Герой Советского Союза Алексей Соломатин. Гибель мужа стала тяжёлым ударом для Лиды. Другие в таких ситуациях ломаются - но Лидия Владимировна только стиснула зубы. Надо было воевать, мстить проклятым захватчикам, не только унизившим её страну, но и разрушившим её личное счастье.

В конце мая 1943 года над расположением советских войск появился немецкий аэростат - корректировщик артиллерийского огня. Сбить этот аппарат советским лётчикам никак не удавалось - аэростат надёжно прикрывали с земли зенитным огнём. 31 мая Лидия Литвяк пошла на хитрость. Обогнув аэростат, она углубилась вглубь вражеской территории и зашла на противника со стороны солнца, яркий свет которого мешал фашистским зенитчикам прицелиться. Менее одной минуты продолжалась атака дерзкого истребителя - и изрешечённый пулями вражеский аэростат рухнул на землю. Орден Красного Знамени стал заслуженной наградой Лидии Владимировне за эту победу.

16 июля Лидия Литвяк с однополчанами вылетела на сопровождение штурмовиков. В районе линии фронта наша авиагруппа столкнулась с превосходящими силами врага - 30 бомбардировщиков, сопровождаемых 6-ю истребителями. Судя по всему, немцы готовили удар по нашим наземным войскам. Литвяк с однополчанами решительно атаковали вражеские бомбардировщики. Атака была сорвана, а "добычей" Лидии Литвяк стали ещё один "юнкерс" и ещё один "мессер".


Лидия Литвяк на крыле своего самолёта перед вылетом. 1943 год.

Вскоре после этого командование допустило Лидию Литвяк к "свободной охоте". На капоте своего Як-1 она, как и под Сталинградом, нарисовала заметную белую лилию. В одном из воздушных боёв Литвяк пришлось отбиваться от 3-х вражеских истребителей, в то время как ещё 4 "мессера" навалились на её полкового командира. Не переставая отстреливаться, Лида поспешила на выручку. Увы, силы оказались слишком неравны. Самолёт девушки был подбит, причём немцы преследовали его до самой земли. С большим трудом Лидии Владимировне удалось посадить повреждённую машину на фюзеляж около расположения советской пехоты. Пехотинцы, наблюдавшие за боем, огнём с земли прикрыли её посадку. Представьте себе восхищение солдат, когда они увидели, что спасённый ими пилот - очаровательная девушка!



Лидия Литвяк в редкие минуты отдыха



В роковой день 1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила 3 боевых вылета и одержала свою очередную воздушную победу, сбив один "мессершмитт" Bf-109. В ходе своего последнего вылета она в составе шестёрки истребителей вступила в бой с 30-ю бомбардировщиками и 12-ю истребителями врага. Неравный бой завершился победой советских лётчиков, немцы отступили. Однако на пути домой самолёт Лиды был неожиданно атакован вынырнувшим из облаков "мессером" и подбит. Удержать машину в воздухе девушке не удалось. Только у самой земли Лида сумела выровнять самолёт и приземлиться. Это породило надежду, что она жива.

Немедленно были организованы поиски. Но никаких следов ни самолёта, ни лётчицы так и не удалось обнаружить. Единственным человеком, видевшим, куда падал самолёт Лиды, был её ведомый - сержант Александр  Евдокимов. Вскоре после этих событий он погиб в воздушном бою, и поиски за неимением живых свидетелей пришлось прекратить.


Лидия Литвяк незадолго до гибели

Командование полка возбудило вопрос о представлении Лидии Литвяк к званию Героя Советского Союза посмертно. К этому времени на счету девушки было 168 боевых вылетов, 89 воздушных боёв, 12 вражеских летательных аппаратов (самолётов и аэростатов), сбитых лично, и 4 в группе. Вполне достаточно для геройского звания. Но вмешались трагические обстоятельства. Вернувшийся в расположение полка лётчик рассказал, что слышал разговоры местных жителей, будто в районе села Мариновки приземлился советский истребитель. Лётчиком оказалась девушка, белокурая, невысокого роста. В описываемом районе боевых действий под это описание подходила только Литвяк. Согласно рассказам вернувшегося лётчика, к ней немедленно подъехала машина с немецкими офицерами, с которыми она и уехала. Трудно сказать, что заставило этого лётчика сочинить эту детективную историю. Возможно, зависть к коллеге, которая, несмотря на свой слабый пол, оказалась профессионально успешнее. Возможно, месть за отвергнутые чувства (а Лида нравилась мужчинам). А возможно, на данном участке фронта бежала к своим немецкая шпионка, угнав советский самолёт, о чём наше командование так и не узнало. В итоге представление на звание Героя Советского Союза Лидии Литвяк было отклонено, а сама она официально была объявлена пропавшей без вести. Слава Богу, по крайней мере, не объявили её предательницей, а наградили Орденом Отечественной войны 1-й степени.

Незадолго до гибели Лидия Литвяк как-то сказала в порыве откровенности: "Мне без вести пропадать нельзя". Дочь репрессированного "врага народа", она знала, что говорит. С её происхождением пропавшая без вести, она автоматически превращалась в предательницу. К счастью, боевые заслуги и практически единодушное заступничество  сослуживцев спасли Лиду от этой участи. Командир 31-го гвардейского авиаполка Борис Николаевич Ерёмин писал о Лидии Владимировне: "Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух". Лидии доверяли настолько, что посмертно дважды повышали в звании, произведя сперва в лейтенанты, а потом и в старшие лейтенанты. До самого конца войны однополчане не оставляли надежды найти следы Лиды и восстановить справедливость. После войны к их поискам подключились журналисты и красные следопыты.



Живописный портрет Лидии Литвяк.



Лишь летом 1979 года удалось найти следы пропавшей лётчицы. Красные следопыты из Луганской области в районе хутора Кожевня услышали от местных жителей рассказ, как в 1943 году на окраине этого хутора упал советский истребитель. Время падения самолёта совпадало с предполагаемым временем гибели Литвяк. Пилотом самолёта оказалась молодая девушка, раненая в голову. В тот же день она скончалась и была похоронена в селе Дмитровка Донецкой области. Дальнейшее расследование позволило однозначно установить, что погибшей девушкой была Лидия Литвяк. В её личном деле запись "пропала без вести" была, наконец, заменена на "погибла, выполняя боевое задание". 5 мая 1990 года, накануне 45-летнего юбилея Великой Победы, Лидии Владимировне Литвяк посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.



Памятник Лидии Литвяк.

Tags: Великая Отечественная война, Вечная память, Жизнь замечательных женщин, История Отечества, Сталинград
Subscribe

Posts from This Journal “Жизнь замечательных женщин” Tag

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment