
Гудимов Степан Митрофанович, лётчик-истребитель, совершил один из первых
в истории Великой Отечественной войны воздушных таранов
Степан Митрофанович окончил лётную школу с отличными оценками по всем предметам и получил назначение в Белорусский военный округ. В 1939 году он принимал участие в Освободительном походе в Западную Украину и Западную Белоруссию, затем - в освобождении Бессарабии. К концу 1940 года Гудимов уже занимал должность штурмана эскадрильи. Сослуживцы отзывались о нём как об отличном лётчике и высокообразованном командире.
А около четырёх часов утра появились и сами бомбардировщики. От границы наползал их тяжёлый гул. Дежурное звено истребителей поднялось в воздух на отражение вражеской атаки, и в его составе - самолёт Степана Гудимова. 20 "хейнкелей Не-111" надвигались на аэродром эскадрильи, на который диверсанты ложным приказом из штаба хотели их навести. Бомбардировщики прикрывала группа "мессершмиттов Bf-109". А у советских лётчиков были только морально устаревшие И-16. Тем не менее, Гудимов на своём истребителе первым врезался в строй немецких бомбардировщиков и открыл огонь. Один из "хейнкелей" задымился и круто пошёл книзу. В это время в бой вступили остальные истребители звена.

Истребитель И-16 сбивает немецкий бомбардировщик. Лето 1941 года.
Вот Гудимов пристраивается в хвост второму "хейнкелю", ловит вражеский самолёт в прицел, чтобы сбить его с короткой дистанции. Казалось бы, ещё одна воздушная победа у лётчика уже в кармане. И в это время пулёмётная очередь с одной из вражеских машин пробила самолёту Гудимова двигатель. Перебита оказалась маслосистема, мотор охватило пламя. Языки огня добирались до кабины пилота. Попытка сбить пламя успехом не увенчалась. И тогда Гудимов повёл свою машину на таран. Пылающий советский истребитель в считанные секунды настиг "хейнкель" и винтом перерубил ему хвост. Бомбардировщик рухнул вниз. Гудимов же выбрался из кабины и попытался покинуть свой гибнущий самолёт на парашюте. Однако стропы парашюта зацепились за самолёт, и тот рухнул на землю вместе с Гудимовым. Было 5.20 утра 22 июня 1941 года.
Гудимов погиб через час после начала своего первого и, как оказалось, последнего воздушного боя в Великой Отечественной войне. Не знаю, был ли его таран первым в этой войне, но одним из первых - несомненно. Несомненно также, что именно Гудимов открыл счёт сбитым вражеским самолётам для своего полка. Всего же в этом бою советские истребители уничтожили пять вражеских бомбардировщиков "хейнкель Не-111". Атака на аэродром была сорвана. Удивительно, но командование поскупилось на звёздочку Героя для Гудимова, он был награждён посмертно лишь Орденом Отечественной войны 2-й степени.

Памятник Степану Гудимову в Пружанах (Белоруссия)
Факт, однако, остаётся фактом: советская авиация летом 1941 года, даже на своих морально устаревших машинах, оказывала врагу ожесточённое сопротивление, а кое-где - и добивалась локальных успехов. Далеко не все авиаполки в роковую ночь на 22 июня 1941 года оказались разгромлены "на мирно спящих аэродромах".
Journal information