Пух Роман Филиппович
В 1914 году, когда грянула Первая Мировая война, Роман Пух поступил вольноопределяющимся в 111-й запасной пехотный полк, где получил производство в чин прапорщика и был переведён в 77-й Тенгинский пехотный полк. Участвовал в боевых действиях этого полка, за отличия удостоен Ордена Святой Анны 4-й степени с надписью "За храбрость". Впрочем, георгиевским кавалером не стал.
Революцию Роман Филиппович встретил в чине штабс-капитана. Будучи, как я уже говорил, набожным православным христианином, он с первых шагов советской власти понял, что с этой властью ему не по пути - и одним из первых, ещё в ноябре 1917 года, вступил в ряды создаваемой на Дону белой Добровольческой Армии. Поначалу он дрался с красногвардейцами в рядах офицерского отряда полковника Симановского, Но в начале Ледяного Похода мы уже видим его в рядах знаменитого Корниловского Ударного полка. Корниловцы безоговорочно приняли его, не участвовавшего в Корниловском выступлении и не служившего в полку в 1917 году, в свои ряды - это было возможно только в том случае, если молодой офицер в боях с большевиками проявил исключительную доблесть. Более того: Ледяной Поход Роман Пух проделал в качестве командира 3-й офицерской роты полка. По итогам похода Роман Филиппович был произведён в капитаны,
Корниловцы в Ледяном Походе.
Участвовал Роман Пух и во Втором Кубанском Походе. В бою под Ставрополем был тяжело ранен, но, зная о гибели одного своего заместителя и тяжёлом ранении второго, продолжал руководить боем. Бой продолжался до рассвета, после чего раненого капитана смогли, наконец, эвакуировать в госпиталь. Вернуться к боевой работе он смог уже в то время, когда Корниловский Ударный полк белое командование развернуло в дивизию. Романа Пуха, произведённого в подполковники, направили в 3-й Корниловский полк. В начале 1920 года, когда деникинские войска, потерпевшие поражение, откатывались на Кавказ, Роман Филиппович становится заместителем командира 3-го Корниловского полка.
Вместе с полком Роман Филиппович пережил кошмар Новороссийской эвакуации. Во врангелевском Крыму продолжил исполнять свои обязанности, принял активное участие в боях под Каховкой, где временно принял командование полком, в ходе Заднепровской операции руководил сводным отрядом корниловцев. При обороне Юшуньских позиций осенью 1920 года подполковник Пух снова был ранен.
Роман Филиппович Пух в корниловской форме
Фото 1920 года. На груди заметен знак первопоходника.
Вместе с врангелевской армией Роман Филиппович эвакуировался из Крыма. В Галлиполийском лагере, где Корниловская ударная дивизия снова была свёрнута в полк, он становится командиром 1-й роты этого полка. В числе других галлиполийцев выехал в Болгарию, где воссоединился с семьёй, которую осенью 1917 года он оставил в советской России и с тех пор не виделся. В 1929 году семья Пухов перебралась из Болгарии в Люксембург, где Роман Филиппович, чтобы обеспечить жену и детей, работал сперва на кожевенной фабрике в Вильтце, затем - на керамической фабрике в Мертерте. Одновременно он возглавлял объединение чинов Корниловского полка в Люксембурге и один из подотделов 5-го отдела РОВС.
Одновременно Роман Филиппович стал исполнять обязанности псаломщика местной православной общины и в конце концов получил рукоположение в священный сан. Скончался отец Роман 16 июня 1958 года. Его старший сын Сергей, родившийся в 1926 году, тоже стал священником, построил в столице Люксембурга православный храм св. Апостолов Петра и Павла, в котором и служил до конца своей жизни.
Journal information