И раз уж у нас такой светлый праздник, стоит немного поговорить о его главном атрибуте. О ёлке.
Мы в большинстве своём как-то привыкли связывать традицию ёлок с именем первого русского императора Петра Великого.
«7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:
Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.
А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.
Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же».
Из приведённого текста видно, что, во-первых, Пётр не говорит о ёлке именно (наряду с ёлкой предполагалось использовать сосну и можжевельник), а во-вторых, и это самое главное, речь идёт именно о новогоднем, а не о рождественском атрибуте. Между тем, мы видим сегодня елки в наших храмах, и видим именно на Рождество. Эта традиция существенно более молодая.
Её зарождение связано с императором Николаем Первым.
Как известно, этот русский государь был женат на принцессе прусской Шарлотте Гогенцоллерн, ставшей в России императрицей Александрой Фёдоровной. Именно из Германии, историческим ядром которой была Пруссия, пришёл в Россию обычай наряжать рождественские ёлки. Я не силён в немецком, пусть те, кто знает язык, меня поправят, если что, но слышал по телеканалу "православная энциклопедия", что по-немецки слова "ёлка" и "райское дерево" отличаются только одной буквой. Будто бы это совпадение и породило традицию.
Супруга Николая Первого Александра (Шарлотта) Фёдоровна.
За ёлки в наших храмах спасибо сказать надо ей.
Так или иначе, символ оказался удачным. Ель - вечнозелёное дерево - как нельзя лучше символизирует собою древо Вечной Жизни, от плодов которого будут вкушать те, кто сподобиться Царствия Небесного. Яркие и блестящие игрушки на ней - плоды Древа Жизни. А звезда (именно звезда!) на макушке - это Вифлеемская Звезда, указывающая путь к этим благам.
Впервые Рождественская елка в царской семье, как указывает Википедия, была наряжена в 1818 году. А первая публичная ёлка была проведена в 1852-м. С тех пор Рождественские ёлки прочно вошли в наш бытовой и церковный обиход.
Так или иначе, но в этот день 2013 лет тому назад Сам Бог-Творец, Господь и Вседержитель пришёл в наш мир ради Своей любви к нам, сделавшись подобным нам человеком - и не могущественным императором, а немощным Младенцем из семьи престарелого плотника. От нас теперь зависит - встретим ли мы достойно столь Высокого Гостя, или пройдем мимо. Или начнём опять брюзжать о неудобствах отмечать новый год в разгар Рождественского поста. Остановимся на минутку. Мы любим, когда нас поздравляют с днём рождения. А Господа мы поздравили?
С Рождеством вас, люди!
И в качестве постскриптума - несколько симпатичных рождественских открыток разных времён.
Journal information