Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Военлёты непогибшей Империи

Данная запись адресована прежде всего Вячеславу Кондратьеву (vikond65). А заодно и всем, кто интересуется военной историей.

Несколько лет тому назад Вячеслав Кондратьев написал замечательную книгу "Военлёты погибшей Империи" - об опыте боевого применения авиации в Гражданской войне. Я эту книгу купил, но ещё не прочёл. Беру на себя непреложный обет (читавшие ГП меня поймут) прочитать её в этом году. Пока же хочу поделиться тем, что знаю об истории русской авиации я.
Речь пойдёт, конечно же, о сфере моих собственных интересов - об униформологии. Материалы взяты мною в основном из журнала "Цейхгауз", редакции которого я выражаю искреннюю благодарность.


Мы как-то привыкли, что приборный цвет в авиации - голубой. Даже безобразные реформы, начавшиеся в нашей армии после распада СССР и приведшие к тому, что наши солдаты и офицеры стали больше напоминать оккупационный корпус блока НАТО, чем русские войска (на фоне ельцинских безобразий даже креативы от Юдашкина выглядят "возвращением к традициям"), этой традиции не изменили.


Лётчики в повседневной форме 2009


Между тем, так было не всегда. Изначально военная авиация в России зарождалась в составе инженерных войск, соответственно, авиаторы носили мундиры военных инженеров с незначительными отличиями.



Воздухоплавательный парк 1890


Это означало чёрный цвет приборного сукна и серебряный металлический прибор (пуговицы и галуны). Википедия указывает:
"В феврале 1885 г. была сформирована Воздухоплавательная команда — первое в русской армии регулярное подразделение такого рода (авиационное - M.М.) — под началом поручика А.М. Кованько. Команда состояла из двух унтер-офицеров и 20 рядовых. В 1887 г. в команде было уже 6 офицеров и 51 солдат. Офицеры обучали солдат гимнастике, телеграфной азбуке, фотографии, обращению с телефонами, устройству воздушных шаров, наполнению их газом, приготовлению сигнальных шаров из пергаментной бумаги, обращению с газодобывающей установкой и паровой лебёдкой.

Военно-воздухоплавательную команду расквартировали к югу от Волковой Деревни, на Волковом поле, в старых казармах испытального артиллерийского полигона.

6 октября 1885 года был совершён первый успешный перелёт из Волкова в Новгород на французском воздушном шаре. Экипаж состоял из 3 человек под командованием поручика Александра Кованько, основателя и главы авиационной команды. Отсюда впервые поднялись в воздух 2 воздушных шара «Орёл» и «Сокол».

18 мая 1886 г. первую опытную воздушную съемку осуществил над С.-Петербургом А. М. Кованько. Этим было положено начало развитию воздушного фотографирования в нашей стране. Первый фотоснимок Кованько получил с высоты 800 м, второй — с 1200 м; оба — при наклонном положении оптической оси обыкновенного раздвижного фотоаппарата с простым моментальным затвором и форматом снимка 12 X 16 см. Третий снимок был произведен над Петропавловской крепостью с высоты 1350 м при приближенно отвесном положении оптической оси камеры".

В 1887 году воздухоплавательная команда была переименована в Учебный Воздухоплавательный парк, который с 1910 г. стал именоваться Офицерской Воздухоплавательной Школой.

Это было в царствование императора Александра Миротворца. Бурное освоение летательных аппаратов тяжелее воздуха в России началось в следующее царствование - при императоре Николае Втором. Непосредственное руководство созданием русской военной авиации осуществлял великий князь Александр Михайлович.

Великий князь Александр Михайлович



Именно к периоду правления Николая Второго относят первые попытки разработки специализированной формы для лётчиков. В 1913 году в русских ВВС была официально введена пилотка. Эта лёгкая шапочка, по фасону напоминавшая головные уборы шотландских горцев, была очень удобна для авиаторов тем, что её можно было сложить и убрать в сумку, под ремень или заткнуть за погон. В полёте оловной убор не занимал много места. А на земле лётчик мог оперативно снять шлем и надеть пилотку.

Первая пилотка


Наконец, в 1914-м году, незадолго до Первой Мировой войны была сконструирована первая специальная форма для лётчиков. Вот как она выглядела.

Авиационные офицеры в парадной форме 1914


Парадная форма военлётов уже не повторяла аналогичную форму военинженеров, у которых мундир был двубортным. Лётчики же носили однобортные мундиры коричневатого оттенка (уникальный случай в истории русского военного костюма!). Прежним остались чёрный суконный и серебряный металлический прибор. Номер авиаотряда обозначался римскими цифрами на эполетах (в инженерных войсках для маркировки частей использовались арабские цифры).

Лётчик в аэродромной форме 1914


Аэродромная форма военных лётчиков, как видно из рисунка, уже имела знакомый нам по современным образцам синий цвет, однако, в наследство от инженерных войск оставались красные погоны, красные выпушки и серебряные пуговицы.

Нижние чины авиации 1914

Лётчики 1914


Для полётов использовались кожаные шлемы и кожаные куртки с чёрными отложными воротниками. Погоны нижних чинов для кожаных курток были защитного цвета, погоны офицеров - серебряные. Офицерская воздухоплавательная школа имела мундиры гвардейского образца (с чёрным лацканом).

В качестве летней полётной формы могла использоваться полотняная куртка. Она напоминала парадный мундир, но имела отложной чёрный воротник.

Военлёты в куртках 1914


Имелось у лётчиков, в качестве летней полевой формы, и защитное обмундирование, всё с той же, характерной для инженерных войск, отделкой и авиационными отличиями на погонах.

Авиаторы в защитной форме 1914


Традиции императорских ВВС в униформе некоторое время сохранялись и в армиях Гражданской войны, причём с обеих сторон. Вот, например, белый лётчик из Армии генерала Миллера

Лётчик Мурманского авиадивизиона 1919

А вот - лётчик-наблюдатель Народной Армии КомУча ("каппелевец"). Со своими, комучевскими знаками различия, но общие контуры мундира вполне узнаваемы.

Белый военлёт
Военный лётчик-офицер Народной Армии КомУча, 1918 г.


И напоследок - авиация красных.

Красвоенлёт
Лётчик РККА в кожаной куртке и фуражке, 1920 г.
На этой иллюстрации от выдающегося современного художника-униформолога
Роберто Паласиоса-Фернандеса характерные черты обмундирования
Императорских ВВС вполне узнаваемы.
Только двуглавых орлов украсили красными звёздами, да погоны отменили


Красвоенлёт - старшина 22-го авиаотряда в 1920-м году.
На нём - полностью царское обмундирование, только со снятыми погонами.
И на шлем прикреплена лётная эмблема РККА времён Гражданской войны -
двуглавый орёл с красной звездой на пузе.



И лишь в 1922 году руководство Красной Армии смогло отрешиться от униформологического наследия Императорской России и обмундирование лётчиков приобрело те характерные черты, которые в изменённом виде сохраняются по сей день. Думаю, что связано это было с пониманием того факта, что авиация перестала быть вспомогательным родом войск и превращается в самостоятельный вид вооружённых сил.

Tags: Гражданская война, История Отечества, Николай Второй, Униформология
Subscribe

promo mikhael_mark october 6, 2022 14:35 2
Buy for 10 tokens
Обращаюсь прежде всего к мужской части своей аудитории. А также к тем женщинам, у которых есть подросшие сыновья, больше не играющие в игрушки. У вас есть шанс оказать помощь жителю ДНР, пострадавшему от украинской агрессии, причём вам это ни копейки не будет стоить. Вернее, обойдётся только в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments