Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Военлёты непогибшей Империи

Данная запись адресована прежде всего Вячеславу Кондратьеву (vikond65). А заодно и всем, кто интересуется военной историей.

Несколько лет тому назад Вячеслав Кондратьев написал замечательную книгу "Военлёты погибшей Империи" - об опыте боевого применения авиации в Гражданской войне. Я эту книгу купил, но ещё не прочёл. Беру на себя непреложный обет (читавшие ГП меня поймут) прочитать её в этом году. Пока же хочу поделиться тем, что знаю об истории русской авиации я.
Речь пойдёт, конечно же, о сфере моих собственных интересов - об униформологии. Материалы взяты мною в основном из журнала "Цейхгауз", редакции которого я выражаю искреннюю благодарность.


Мы как-то привыкли, что приборный цвет в авиации - голубой. Даже безобразные реформы, начавшиеся в нашей армии после распада СССР и приведшие к тому, что наши солдаты и офицеры стали больше напоминать оккупационный корпус блока НАТО, чем русские войска (на фоне ельцинских безобразий даже креативы от Юдашкина выглядят "возвращением к традициям"), этой традиции не изменили.


Лётчики в повседневной форме 2009


Между тем, так было не всегда. Изначально военная авиация в России зарождалась в составе инженерных войск, соответственно, авиаторы носили мундиры военных инженеров с незначительными отличиями.



Воздухоплавательный парк 1890


Это означало чёрный цвет приборного сукна и серебряный металлический прибор (пуговицы и галуны). Википедия указывает:
"В феврале 1885 г. была сформирована Воздухоплавательная команда — первое в русской армии регулярное подразделение такого рода (авиационное - M.М.) — под началом поручика А.М. Кованько. Команда состояла из двух унтер-офицеров и 20 рядовых. В 1887 г. в команде было уже 6 офицеров и 51 солдат. Офицеры обучали солдат гимнастике, телеграфной азбуке, фотографии, обращению с телефонами, устройству воздушных шаров, наполнению их газом, приготовлению сигнальных шаров из пергаментной бумаги, обращению с газодобывающей установкой и паровой лебёдкой.

Военно-воздухоплавательную команду расквартировали к югу от Волковой Деревни, на Волковом поле, в старых казармах испытального артиллерийского полигона.

6 октября 1885 года был совершён первый успешный перелёт из Волкова в Новгород на французском воздушном шаре. Экипаж состоял из 3 человек под командованием поручика Александра Кованько, основателя и главы авиационной команды. Отсюда впервые поднялись в воздух 2 воздушных шара «Орёл» и «Сокол».

18 мая 1886 г. первую опытную воздушную съемку осуществил над С.-Петербургом А. М. Кованько. Этим было положено начало развитию воздушного фотографирования в нашей стране. Первый фотоснимок Кованько получил с высоты 800 м, второй — с 1200 м; оба — при наклонном положении оптической оси обыкновенного раздвижного фотоаппарата с простым моментальным затвором и форматом снимка 12 X 16 см. Третий снимок был произведен над Петропавловской крепостью с высоты 1350 м при приближенно отвесном положении оптической оси камеры".

В 1887 году воздухоплавательная команда была переименована в Учебный Воздухоплавательный парк, который с 1910 г. стал именоваться Офицерской Воздухоплавательной Школой.

Это было в царствование императора Александра Миротворца. Бурное освоение летательных аппаратов тяжелее воздуха в России началось в следующее царствование - при императоре Николае Втором. Непосредственное руководство созданием русской военной авиации осуществлял великий князь Александр Михайлович.

Великий князь Александр Михайлович



Именно к периоду правления Николая Второго относят первые попытки разработки специализированной формы для лётчиков. В 1913 году в русских ВВС была официально введена пилотка. Эта лёгкая шапочка, по фасону напоминавшая головные уборы шотландских горцев, была очень удобна для авиаторов тем, что её можно было сложить и убрать в сумку, под ремень или заткнуть за погон. В полёте оловной убор не занимал много места. А на земле лётчик мог оперативно снять шлем и надеть пилотку.

Первая пилотка


Наконец, в 1914-м году, незадолго до Первой Мировой войны была сконструирована первая специальная форма для лётчиков. Вот как она выглядела.

Авиационные офицеры в парадной форме 1914


Парадная форма военлётов уже не повторяла аналогичную форму военинженеров, у которых мундир был двубортным. Лётчики же носили однобортные мундиры коричневатого оттенка (уникальный случай в истории русского военного костюма!). Прежним остались чёрный суконный и серебряный металлический прибор. Номер авиаотряда обозначался римскими цифрами на эполетах (в инженерных войсках для маркировки частей использовались арабские цифры).

Лётчик в аэродромной форме 1914


Аэродромная форма военных лётчиков, как видно из рисунка, уже имела знакомый нам по современным образцам синий цвет, однако, в наследство от инженерных войск оставались красные погоны, красные выпушки и серебряные пуговицы.

Нижние чины авиации 1914

Лётчики 1914


Для полётов использовались кожаные шлемы и кожаные куртки с чёрными отложными воротниками. Погоны нижних чинов для кожаных курток были защитного цвета, погоны офицеров - серебряные. Офицерская воздухоплавательная школа имела мундиры гвардейского образца (с чёрным лацканом).

В качестве летней полётной формы могла использоваться полотняная куртка. Она напоминала парадный мундир, но имела отложной чёрный воротник.

Военлёты в куртках 1914


Имелось у лётчиков, в качестве летней полевой формы, и защитное обмундирование, всё с той же, характерной для инженерных войск, отделкой и авиационными отличиями на погонах.

Авиаторы в защитной форме 1914


Традиции императорских ВВС в униформе некоторое время сохранялись и в армиях Гражданской войны, причём с обеих сторон. Вот, например, белый лётчик из Армии генерала Миллера

Лётчик Мурманского авиадивизиона 1919

А вот - лётчик-наблюдатель Народной Армии КомУча ("каппелевец"). Со своими, комучевскими знаками различия, но общие контуры мундира вполне узнаваемы.

Белый военлёт
Военный лётчик-офицер Народной Армии КомУча, 1918 г.


И напоследок - авиация красных.

Красвоенлёт
Лётчик РККА в кожаной куртке и фуражке, 1920 г.
На этой иллюстрации от выдающегося современного художника-униформолога
Роберто Паласиоса-Фернандеса характерные черты обмундирования
Императорских ВВС вполне узнаваемы.
Только двуглавых орлов украсили красными звёздами, да погоны отменили


Красвоенлёт - старшина 22-го авиаотряда в 1920-м году.
На нём - полностью царское обмундирование, только со снятыми погонами.
И на шлем прикреплена лётная эмблема РККА времён Гражданской войны -
двуглавый орёл с красной звездой на пузе.



И лишь в 1922 году руководство Красной Армии смогло отрешиться от униформологического наследия Императорской России и обмундирование лётчиков приобрело те характерные черты, которые в изменённом виде сохраняются по сей день. Думаю, что связано это было с пониманием того факта, что авиация перестала быть вспомогательным родом войск и превращается в самостоятельный вид вооружённых сил.

Tags: Гражданская война, История Отечества, Николай Второй, Униформология
Subscribe

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments