Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

О том, что Господь претерпел ради нас, и о том, что мы должны претерпеть ради Него

Вот и снова у нас самый скорбный день в году - Страстная Пятница. День, когда наш Господь и Спаситель Иисус Христос, добровольно предавший Себя на мучение во искупление наших грехов, был предан позорной казни и умер на Кресте.





Давайте вспомним ещё раз, что довелось претерпеть Спасителю на пути к Своему Кресту. Он был предан одним из своих ближних учеников, одним из 12-ти, указавшим Его тайное убежище - Гефсиманский сад, где Спаситель любил проводить время в молитве к Отцу Небесному - римским солдатам и слугам первосвященников-отступников. Его, Единородного и Единосущного Сына Божия, Бога-Творца, Его же собственное творение прилюдно обвинило в богохульстве. В Него плевали, Его заушали, над Ним насмехались далеко не лучшие представители человеческой породы - те самые, о ком Он так ещё недавно рассказывал Свою знаменитую Притчу о злых виноградарях, те, кто мечтал убить Христа Спасителя для ограждения собственной власти.

Единый Бог Творец предстал перед судом языческих властей, не веривших в Творца и не признававших Его авторитета, всецело отдал Себя во власть неправедных судей. Бог Творец подвергается разнузданному глумлению и избиению со стороны римских солдат, которым, собственно, и удовольствия-то никакого нет Его мучить - они так просто самоутверждаются, власть свою демонстрируют над всецело зависимым от них Человеком. И над Кем же? Над Тем, Кто запросто мог бы вызвать для своей защиты десятки легионов Ангелов и разогнать всю эту самоутверждающуюся сволочь. Но Господь смиренно переносит истязания - потому что это необходимо ради спасения и очищения людей. В том числе - и самих мучителей, кое-кто из них, возможно, впоследствии уверует.

Тот, Чьей волей и Чьей милостью держится всё мироздание, смиренно несёт через весь город к месту казни тяжёлый Крест, на котором Его и должны будут казнить. А вокруг беснуется и осыпает Его оскорблениями невежественная толпа, та самая, которая только что требовала Его казни. А пятью днями раньше эта же толпа устроила Ему торжественную встречу и пела "Осанна в вышних", - а теперь с лёгкостью предала и отреклась. И дотаптывает, не умея даже помыслить, что оплёванному Узнику ничего не стоит воскреснуть из мёртвых, что, более того, Этот Узник ещё вернётся, чтобы судить их всех праведно и нелицеприятно. И тогда они ещё предстанут перед Ним во всём своём безобразии, беспомощные и жалкие. Они не хотят об этом даже слышать - а Спаситель ни единым словом не прекословит, потому что так надо. Не для Него Самого надо - для нас, людей. В том числе - и для некоторых из тех, кто сейчас стоит в этой беснующейся толпе, а потом обратится и раскается.





Господь наш и Бог Иисус Христос, Которому явно не составило бы труда избежать казни, будь на то Его Святая воля, был распят между двумя разбойниками... Распят... Давайте вдумаемся, что же это значит. Его руки и ноги были приколочены ко Кресту толстыми четырёхгранными гвоздями. В результате кости запястий и находившиеся в запястьях нервные окончания  оказались перебиты, что причиняло адскую боль, а ноги - единственное, что могло служить Ему опорой - неестественным образом согнуты в коленях, что вызывало мучительные судороги. Тело Спасителя под собственной тяжестью провисло  - на гвоздях, ещё сильнее раздирая плоть на руках и на ногах. А главное - в таком положении наступали спазмы грудной клетки, что вызывало удушье. Для того, чтобы сделать вдох, приходилось приподниматься на прибитых ногах, что с каждым разом было сделать всё труднее из-за судорог, и каждый подъём сопровождался поворотом раздробленных рук вокруг четырёхгранных гвоздей. Подробнее о том, что представляла из себя смерть от распятия, можно почитать здесь. И продолжалась эта пытка, заметим, целых шесть часов! Шесть часов Господь Вседержитель, добровольно предавший Себя на казнь ради искупления наших грехов, медленно лишался жизни, а вокруг стояла толпа его хулителей с первосвященниками-неверами во главе - и глумилась: "Сойди с Креста - и уверуем! Других спасал - пусть спасёт Себя Самого!"

Наконец, после Своей кончины (по заключению специалистов-медиков, Христос Спаситель умер на Кресте от разрыва сердца) и погребения Христос отправился... куда бы? Прямиком в ад, в то место, куда не обращается Божественная Милость, в место вечного ужаса и вечных мучений. Конечно, человеческое естество Христа, неслиянно, но и нераздельно соединённое с Естеством Божественным, не могло подвергнуться адским мучениям. Однако давайте подумаем, каким ужасом и какой болью должно было наполниться сердце Того, Кто пламенел свмой горячей и преданной любовью к каждому из людей, Кто пошёл на мучительную и позорную казнь ради искупления человечества, при виде адских мучений миллионов и миллионов людей, живших на Земле прежде Него. И пусть Христос Спаситель исторг из ада всех, кого была возможность спасти, но вид их мучений, пусть и кратковременный, должен был бы внушать Ему нестерпимую боль.



Икона "Сошествие Христа во ад"



А теперь, помыслив о том, что весь этот ужас Христос претерпел исключительно нас ради человек и нашего ради спасения, задумаемся о том, что же мы должны сделать ради Него. В первую очередь наш долг, если уж мы хотим считать себя христианами - ответить на Эту Его Жертву своей любовью. Как следствие этой любви - наш долг хранить верность Христу и установленной Им на Земле Церкви - ведь если мы кого-то любим, мы не станем обманывать этого человека, а уж мысль о том, чтобы предать его, и вовсе должна бы показаться нам запредельно кощунственной. Мы боимся предать своих друзей или возлюбленных, все заслуги которых перед нами нередко никак не связаны с какими бы то ни было неудобствами. Христос же ради нас терпел мучения и поношения. Насколько же сильнее должна быть наша любовь к Нему, нежели какие-либо мирские привязанности!

Христос, будучи невинен, во искупление наших беззаконий претерпел многократные поношения от людей ничтожных и недостойных, многократно обличаемых Им в проповедях. Неужели мы откажемся ради Него, ради своей любви к нему претерпеть малую толику поношений от людей, которые, возможно, не так уж и плохи на нашем фоне? Что стоит ущемлённая наша гордыня и посрамлённое тщеславие на фоне мысли о том, что терпим мы оскорбления ради своей верности Христу, Распятому за нас?

Христос претерпел мучительнейшую из казней ради нашего спасения от проклятия вечной погибели. И мы, если придёт наш час, должны без колебаний пожертвовать своей земной жизнью ради нашей верности и нашей благодарности Ему. А если жертвовать жизнью от нас никто не требует - то чего на фоне Крестной Жертвы Спасителя стоят иные, более мелкие житейские неудобства, которым мы подчас обречены подвергаться за исповедание веры Христовой? Будем же радоваться, если терпим притеснения ради нашей веры - мы храним верность не просто идее, но Живому Христу, умершему за нас. И хотя бы отчасти пытаемся (только пытаемся!) вернуть Ему наш долг.



Казнь христианских мучеников в Древнем Риме. С картины Генрика Семирадского.
Христианин всегда должен быть морально готов умереть - но не предавать Спасителя.


Здесь, кстати, впору поставить вопрос о защите наших православных святынь от тех, кто пытается их уничтожать и осквернять. Находятся странные люди, убеждённые, что долг христианина - безропотно переносить не только всё, что враги Церкви решат сделать лично с ним, но и то, что они выделывают с самой Церковью. Дескать, противиться кощунникам физической силой ни при каких обстоятельствах недопустимо, ибо и Христос не противился Своим хулителям.

Что на это можно сказать? Да, Христос не противился ни Своим хулителям, ни Своим распинателям. Но - лишь потому, что целью Его прихода на Землю было принести Себя в Жертву Искупления за грехи рода людского. Мы же, как я уже говорил сегодня, за эту Его Жертву призваны платить Ему абсолютной любовью и абсолютной преданностью. Любовь же с необходимостью подразумевает и стремление защитить того, кого любишь. Да, Христос, будучи Всемогущим Богом, Сам по Себе не нуждается в нашей защите. Но оставленные Им и Его святыми на земле ради нашего спасения святыни сами себя защитить не могут. Становясь на их защиту всеми доступными для нас средствами, мы проявляем нашу любовь ко Христу. Отказ же от такой защиты, демонстративное "непротивление" перед лицом явного кощунства и святотатства, свидетельствует не о нашей "просветлённости", не о нашей "любви к ближнему" (под которой почему-то подразумевается прежде всего любовь к кощунникам и врагам Церкви) и не о нашем "духовном совершенстве", а о банальном преступном равнодушии ко Христу и Церкви.

Мне могут возразить: да, но ведь Апостол Пётр в Гефсиманском Саду пытался силой оружия защитить Спасителя, но наткнулся на Его противодействие. Христос строго сказал Петру в ответ на его неуместную в данном случае ревность: "Вложи свой меч на место!" Это - правда. Но правда и то, что Господь Иисус шёл навстречу Своей главной задаче - Крестной Жертве. И всё, что мешало Этой Искупительной Жертве, закономерно отвергалось Им как дьявольское искушение. Однако Жертва Христа - уникальна и однократна. Снова и снова Он не будет приносить Себя в жертву за искупление наших грехов. А потому противодействовать кощунникам и церквеборцам всеми доступными нам средствами - наш прямой долг, непосредственно проистекающий из нашей любви ко Христу. И горе нам, если мы этому долгу не следуем. Другое дело - какими именно средствами противодействовать в каждом конкретном случае. Вот тут действительно нужна рассудительность, которую святые отцы признавали первейшей из добродетелей.

И уж конечно, не должна нас смущать необходимость претерпеть некоторые бытовые неудобства во имя нашей веры во Христа. Если мы веруем во Христа - мы должны любить Его как нашего Спасителя. Если мы Его любим - то, памятуя о Нём как о Боге, Творце и Вседержителе, мы обязаны проявлять Ему послушание. Он же сказал, учреждая на Земле Свою Церковь: "Аще и Церковь преслушает - буди тебе, якоже язычник и мытарь". А значит, ради послушания Христу, мы обязаны хранить послушание и Церкви. И если Церковь заповедует нам регулярно ходить в храм, участвовать в Таинствах и соблюдать посты - то неужели мы начнём отнекиваться от этих, в общем-то, незначительных бытовых неудобств? Христос ради нас претерпел побои и казнь - неужели мы ради Него  не сможем ограничить себя в еде и свободном времени? Вопрос риторический.

Tags: Православие
Subscribe

Posts from This Journal “Православие” Tag

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment