
"Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвигл есе Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне", - поётся в тропаре на Вход Господень в Иерусалим. Разумеется, в первую очередь данный текст следует понимать буквально. Спаситель, пришедший даровать всем людям надежду на грядущее блаженное воскресение и последующее воссоединение с Богом в Царстве Небесном, воскрешает из мёртвых четверодневного Лазаря, внятно и видимо свидетельствуя перед народом, что душа человека действительно бессмернта, что со смертью тела жизнь человеческой личности не заканчивается, и что воскресение из мёртвых действительно возможно. Пройдёт совсем немного времени - и Сам Спаситель воскреснет из мёртвых, разрушив врата ада и преодолев нас ради человек и нашего ради спасения лежащее на нас проклятие вечной погибели. И всё же это - не единственный смысл в воскресении Лазаря.

Не знаю, как кого, а лично меня эта история заставляет задуматься о грехе, о последствиях греха и о покаянии. Не так уж редко доводится нам встречать в своей жизни людей, про которых мы можем сказать: "На них клейма ставить негде". А то и ещё тяжелее: "Горбатого могила исправит". Людей, не просто неистово грешных, но услаждающихся своим грехом, гордящихся своим грехом, демонстративно пренебрегающих и собственным спасением, и Божиими заповедями. И кажется, что такого, столь неистово грешного, человека уже ничто не может исправить, а уж тем более - не приходится говорить о возможности спасения для него.
Столь же часто бывает, что мы сами приходим в такой ужас от осознания собственных грехов, что впадаем в отчаяние. За тяжестью совершённого греха, усугублённой осознанием того, какую безграничную Любовь мы предали, мы уже не видим ни Божия Милосердия, ни Божия Всемогущества, и вот уже мысль о том, что мы обречены на вечные адские муки овладевает сознанием и парализует волю к молитве... А лукавому только этого и надо.
И вот тут нам на помощь может прийти история Лазаря. Лазарь был мёртв. И воскрес Силою Божиею, когда Господу это стало угодно, несмотря на всё неверие окружающих. И душа наша, протравленная грехом, точно так же смердит, как смердит разлагающийся труп. Однако надежда на её воскресение остаётся - ибо у нас есть Христос Спаситель, о Котором мы твёрдо знаем, что Он никому не желает погибели, но желает всем спастись и в разум Истины приити. И как доступно было Ему воскресить умершего Лазаря, так, очевидно, доступно Ему оживить и наши умершвлённые грехом души. Надо лишь не переставать каяться и не ослабевать в молитве, а главное - регулярно прибегать к Таинству Исповеди, ибо, согласно Евангелию, без священнического прошения не бывает отпущения грехов.

Таинство исповеди
Таким образом, Лазарь предваряет своим примером не только грядущее общее воскресение мертвых, но и воскресение во Христе и в Церкви наших падших душ, смердящих грехами и беззакониями, но остающихся, тем не менее, живыми, ибо душа умереть не может. А то, что живо, может быть спасено Господом.
Journal information