Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Скорее туда, где Господь шествует в Иерусалим!

Всех православных друзей моего ЖЖ, а также всех православных, кто сие читает - от всего сердца поздравляю с праздником Входа Господня в Иерусалим! С последним великим двунадесятым праздником перед Светлым Христовым Воскресением.








История сегодняшнего праздника известна каждому, кто читал Библию. Вдохновлённые воскрешением умершего Лазаря, многочисленные иудеи, собравшиеся в Иерусалим, чтобы вместе отпраздновать Пасху, уверовали в то, что Иисус - действительно Христос. И когда Спаситель наутро въехал в Иерусалим верхом на ослёнке, Его встречали толпы народа, скандирующие: "Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!" Ослёнка, кстати, вместе с ослицей Спаситель взял Себе, послав за ними двоих Апостолов - и хозяин животных безропотно отдал их Апостолам, стоило им только упомянуть, что ослица и ослёнок надобны Христу. Настолько сильна была в людях вера в истинность пригрядшего Спасителя!

А через пять дней эта же самая толпа бесновалась перед Пилатовым дворцом. И кричала: "Распни! Распни Его!" - про Того же Самого Человека, Которому так недавно пела "осанну" и любую волю Которого была готова исполнить беспрекословно. Толпа бесновалась, требуя распять своего недавнего кумира, не слушая никаких возражений, и даже не могла помыслить, что требует крови не просто человека (хотя и это уже было преступлением!), но - Бога! И поскольку Пилат обязан был отпускать на Пасху не просто "одного узника", но именно того узника, свободы для которого требовал народ, вынужден был отпустить им убийцу, а Христа, в невиновности Которого он был истово убеждён, предать на позорную и мучительную казнь.
Почему это произошло? В православной традиции есть чёткий ответ на этот вопрос. Во-первых, за время, которое Иерусалим пробыл под римской (= языческой) оккупацией изначальные, вомходящие к древним пророкам, представления о грядущем Мессии претерпели значительные изменения. Иудеи ждали не просто абстрактного "посланца с Небес", и уж тем более не Того, Кого они в действительности увидели, а военного вождя. Человека, который, опираясь на благословение Божие, возглавит народное восстание против захватчиков, изгонит их со Святой Земли, а затем, воцарившись над Израилем, даст еврейскому народу власть над всем миром. Но Христос Спаситель никогда, ни единым словом не говорил о своём намерении возглавить восстание. Он говорил исключительно о покаянии, о прощении грехов, а ещё - о том, что вскоре Ему предстоит во искупление людских грехов пострадать. И, не слыша чаемых речей, иудеи начинали задумываться: а не ошиблись ли они? А точно ли этот странный молодой раввин, возвещающий им столь непривычные вещи, - действительно Мессия?

Конечно, мечтать об освобождении своей страны от чужеземного ига похвально. Вдвойне похвально, если захватчики - иноверцы, систематически унижающие твою веру, заповеданную отцами. Но в данном случае эти, вполне благие, помыслы древних иудеев завлекли их в ловушку, ибо были несвоевременны. Замысел Божий оказался радикально иным, нежели чаяли иудеи. И Дар, уготованный им Богом, был гораздо больше, шире и величественней, чем они могли себе представить. Однако иудеи, пленённые своим узко-национальным идеалом, осознать до конца величие Божия Дара не смогли и потому отвергли его.



Иудейская толпа требует распятия Спасителя.
С картины Михая Мункачи "Ecce Homo"


По сути, мотивы Входя Господня в Иерусалим перекликаются с другим эпизодом Евангелия от Иоанна. Помните, когда Спаситель накормил пять тысяч человек пятью хлебами? Что было потом? А потом люди хотят ночью восхитить Иисуса и провозгласить Его царём. Однако Иисус, зная, как Бог-Сердцеведец, этот их замысел, уклоняется от участия в нём. И - замечательный поворот Евангельского текста! - уже вскоре мы видим массовое неверие со стороны той самой толпы, которая только что пыталась провозгласить Иисуса царём. Те же самые люди, которые хотели кричать себе Иисуса на царство, спустя день говорили: "Кто может его слушать?!" Почему? Спаситель Сам ответил на этот вопрос: "Вы ищете Меня не потому, что видели чудо, а потому, что ели хлеб и насытились". Людям, собиравшимся тайно провозгласить Спасителя царём, как раз Спаситель и не был нужен. Они не искали Бога - они искали материальных благ. И когда Господь отказывается играть по их правилам - они с готовностью Его отвергают.

На Страстной Седмице происходит ровно то же самое. Иудеи, возглашающие Спасителю "осанну", не Воплотившегося Бога приветствуют - они ждут от Христа, что тот разрешит их чисто материальные, мирские вопросы. Да, вопросы более, чем животрепещущие, но всё же - мирские. А когда Господь отказывается, следует вердикт: "Значит, Ты и не спаситель никакой!" А не спаситель - значит, самозванец и обманщик. А раз самозванец - значит, "Распни, распни Его!"

А теперь от дней двухтысячелетней давности перенесёмся обратно в наше время. Разумеется, всё, что должно было произойти со Христом-Спасителем, уже произошло. Христос был предан на казнь, умер на Кресте и воскрес из мёртвых, а потом - вознёсся на Небо, учредив на земле Свою Церковь. Разумеется, мы никак не сможем повлиять на поступки людей, живших и делавших свой выбор в эпоху земной жизни Спасителя. Но может ли нас постигнуть то же самое искушение, в котором не устояли древние иудеи? Раз нам об этой их трагической ошибке возвещено, значит, очевидно - можем.

Христос и Его Церковь пребывают в неразрывном таинственном единстве. В церковных Таинствах действует Святой Дух, посредством Которого мы и сегодня пребываем в общении с Господом Спасителем. Христос в пору Своей Земной Жизни обетовал нам, что Церковь, которую Он созиждет, врата ада не одолеют. А значит тот, кто отвергает Церковь Христову, Самим Спасителем основанную (подчёркиваю: Спасителем, а не Билли Грэмом, не Джоном Картером, не Михаилом Назаровым и не Сергием Романовым!), отвергает обетование Христа, а значит - и Самого Христа, Его Божественное Всеведение.



Таинство Евхаристии. Фото из открытых источников.
Задача Церкви - спасать. Вести людей ко Христу. Общение со Христом нам подаётся -
в полном соответствии с Евангелием от Иоанна - в Таинстве Евхаристии.
А значит, Церковь существует именно вокруг Евхаристии и ради Евхаристии.
И всё, что об этом забывает - от лукавого.


А как часто мы сегодня, даже не задумываясь, пытаемся делать Церковь орудием вполне земных политических целей? Да сплошь и рядом! И если вдруг обнаруживается, что Церковь совсем и не собирается содействовать нам в наших политических планах, будь то "европейская мечта" Украины, или восстановление монархии в России, или "христианский социализм", или ещё что, как часто мы начинаем обижаться на неё, как часто изрекаем: "Ах так? Ну, значит, Церковью управляют чекисты (жиды, масоны, фашисты, либерал-модернисты - нужное подчеркнуть), значит, с такой Церковью и связываться нечего. И вот уже готовы сорваться с наших губ роковые слова: "Распни! Распни Его!" Вот мы уже начинаем мечтать об устройстве на земле какой-то другой, не основанной Спасителем, зато полностью отвечающей нашим чаяниям "церкви". И вот чем же мы в таком случае будем отличаться от ветхозаветных иудеев, забывших Божественные пророчества о грядущем Мессии и возмечтавших о своём "карманном", этнически правильном и послушном "спасителе"? Да ничем! Ибо и мы в этом случае подменяем Божественный Замысел собственными бесплодными, пусть и самыми благими, как нам кажется, мечтами. 

А как часто мы взыскуем Бога не ради того, чтобы получить от Него уготованное нам на Голгофе спасение, и уж тем более - не ради того, чтобы просто сказать Ему, как мы Его любим, а в надежде получить от Него какие-либо мирские блага? Зарплату побольше, квартиру попросторнее, детей попослушнее - да мало ли ещё чего. Как часто мы, вроде бы, стремимся к богообщению, но при этом все наши чаяния замыкаются в рамках мира сего и его потребностей! А не получив просимого (зачастую - просто из-за того, что не желаем ждать, нам лень потерпеть временные неудобства!), начинаем роптать на Господа, а то и вовсе отвергаем Его, самонадеянно заявляя: "Ах так?! Ну, раз Ты не помог мне, когда мне было так плохо, значит, Тебя вообще нет, так что будем есть и пить, ибо завтра умрём!" И если наши отношения с Богом действительно таковы, то чем мы лучше тех древних иудеев, которые взыскали Спасителя "не потому, что видели чудо, а потому, что ели хлебы и насытились"? Чем мы лучше тех древних иудеев, если и для нас важен не Сам Господь Бог, а ... халява, от Него получаемая? И если мы обращаемся к Богу лишь в надежде на ту самую халяву, то мы оказываемся в той самой толпе, которая сперва вопила: "Благословен Грядый во имя Господне!" - и подстилала свои одежды под ноги Христа, а спустя несколько дней - требовала Его казни.




Но днесь Господь грядёт в Иерусалим. Грядёт на позорную и мучительную казнь. На предательство и поношение. Грядёт во имя того, чтобы искупить наши грехи и даровать нам надежду на вечную жизнь. Поспешим Ему навстречу, радостно восклицая: "Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!" Поспешим не ради себя, но ради Него - как Он две тысячи лет назад ради нас спешил навстречу Собственной смерти. И если пребудем с Ним вне зависимости от каких бы то ни было своих земных расчётов и обстоятельств, то сподобимся неделю спустя вместе с Церковью возвещать: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!"

Да не оставит нас Господь! И да не оставим Его мы! Пусть чаще срываются с наших губ слова благословения нашему Спасителю - и да никогда никто из нас не скажет даже в мыслях: "Распни Его!"

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. 
Tags: Наши праздники, Православие, Читаем Библию
Subscribe

Posts from This Journal “Православие” Tag

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 88 comments

Posts from This Journal “Православие” Tag