Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Надо же - революционер, а говорит правильные вещи

Всякое цивилизованное меньшинство, которое не хотело стать цивилизующим в самом обширном смысле этого слова, несёт ответственность за все страдания современников, которые оно могло бы устранить, если бы не ограничилось ролью представителя и хранителя цивилизации, а взяло бы на себя и роль её двигателя".

(С) Пётр Лаврович Лавров,
русский революционер второй половины XIX века.





Пётр Лавров



СПРАВКА. Лавров Пётр Лаврович (1823 - 1900) - русский революционер-народник, социолог, историк, философ и публицист, идеолог "пропагандистского" направления в революционном народничестве. Из дворян, в молодости служил в армии, дослужился до полковника артиллерии, преподавал в Михайловской артиллерийской академии и Константиновском военном училище, в 1860-е годы сблизился с Чернышевским и другими радикальными публицистами, в 1870 году эмигрировал, издавал за рубежом революционный журнал "Вперёд". Собирал средства в помощь Парижской Коммуне, состоял членом I-го Интернационала. После убийства Александра Освободителя сблизился с народовольцами, помогал издавать "Вестник Народной Воли".

Казалось бы, малосимпатичная личность, в особенности - для православного христианина.  Но вот гляди ж ты - умные вещи говорит, если вдуматься.

Прежде всего, "хранители цивилизации" и в самом деле в любом обществе будут действительно "цивилизованным меньшинством". Как в силу того, что стать образованным и культурным человеком действительно трудно и не каждому под силу, так и в силу того, что роль хранителя цивилизации всегда требует определённой пассионарности. "Квалифицированному потребителю" эта роль не под силу: во-первых, следовать тем нравственным и идеологическим нормам, которые и породили ту или иную цивилизацию, всегда трудно и всегда требует определённой аскезы, а во-вторых, "квалифицированного потребителя" всегда интересует только доступность тех или иных, необходимых для его физиологической деятельности товаров. И если эти товары в достатке, ему всё равно, кто и какой  ценой их создаёт и какая история стоит за появлением этих столь нужных ему благ.

Далее. Осознавая, что "хранители цивилизации" всегда будут в меньшинстве, Лавров в то же время указывает - а христиане вынуждены здесь с ним согласиться, ибо говорит он вполне христианскую вещь - что это меньшинство не имеет права почивать на лаврах. Что свои ценности и свои знания, которые оно усвоило, оно должно максимально стремиться сделать достоянием других людей, что только на этом пути возможно прогрессивное и эффективное развитие общества. Конечно, цивилизаторскую работу следует трактовать гораздо шире, нежели это делает Лавров. Мы, христиане, призваны не только служить людям в их социальных потребностях своими знаниями - прежде всего, мы должны нести им истины своей веры, на которой, собственно, и базируется наша цивилизация, потому что во-первых, без этих истин человек будет обречён на вечную погибель и вечные мучения после смерти (чудеса, конечно, случаются, и свободы Бога никто не отменял, но всё-таки чудо есть чудо, и оно вовсе не обязано произойти), а во-вторых, если усвоенные нами некогда ценности создали нашу цивилизацию, то отказ от этих ценностей - религиозных, нравственных, философских - неизбежно кончится деградацией этой цивилизации с последующей - быстро или нет, вопрос, конечно, отдельный, но неизбежной утратой и всех её достижений.

И последнее. Как мы видим из слов Лаврова, он отнюдь не является сторонником толерантности и политкорректности. И в этом нам с ним также остаётся лишь радостно согласиться. Напротив, Лавров призывает "цивилизованное меньшинство" к цивилизаторской деятельности, к тому, чтобы "двигать" цивилизацию. А это, в свою очередь, подразумевает, что мы просто не имеем права оставить наших заблуждающихся современиков в их заблуждении, но напротив - мы должны учить и наставлять их, вести за собой к большей цивилизации (и да, идея о том, что возможна большая и меньшая цивилизованность разных людей, абсолютно нетолерантна). Применительно к дню сегодняшнему - мы не только не обязаны стесняться своих убеждений перед мигрантами-исламистами, БЛМ-щиками или активистами гей-парадов, но напротив - обязаны их понудить к согласию с нашей системой ценностей. Иначе последствия для нашей цивилизации будут печальными, а наших современников - тех самых обывателей и "квалифицированных потребителей", о которых я вёл речь в начале, - ждут страдания, ответственность за которые нести будем мы. Думаю, каждый, кто следил за прошлогодними событиями в Европе и США, а также за событиями 2014-го года на Украине, со мной согласится.

Удивительно только слышать столь верные размышления от таких как Лавров!
Tags: Безответственные размышления, Русская идея
Subscribe

Posts from This Journal “Русская идея” Tag

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments