Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

"Фронтир и Дикий Запад" - о том, почему Фенимор Купер не любил ирокезов

Отчасти я этой темы уже касался (см. здесь). Интересный материал в развитие темы обнаружил сегодня на канале "Фндекс-Дзена" "Фронтир и Дикий Запад". Полагаю, здесь есть, над чем подумать, поэтому предлагаю этот материал вашему благосклонному вниманию. Оригинал здесь.




Ирокезы



Все, кто читал цикл книг Фенимора Купера о "Кожаном чулке", должны помнить, что Пять Наций ирокезов охарактеризованы писателем не с самой лучшей стороны. Устами главных героев романов, а именно Натти Бампо и Чингачгука, все ирокезы причисляются к самым лживым и коварным из индейских племен континента.

Хорошо известно, что все что пишет автор книги он в первую очередь пишет о себе, вкладывая свои внутренние убеждения в диалоги, размышления и действия героев произведения. Купер не был исключением и по широко распространенному мнению его не любовь к ирокезам проистекает из-за факта участия ирокезов в 2-х войнах против молодой Американской республики, а также из-за его плохого знания истории ирокезов.

Я и сам был так склонен думать какие-то 2 года назад, однако, сейчас я уже так не считаю и вот почему. Куперу вполне могли быть доступны для изучения документы по колониальной истории штата Нью-Йорк, в частности записи советов англичан с вождями Пяти Наций. С помощью них открывается любопытная картина политики двойных стандартов ирокезов.

Например, перед началом летней кампании 1757 года (закончилась разрушением ф. Уильям-Генри), почти в одно и тоже время состоялись переговоры представителей ирокезов с французами (в Ниагаре и Монреале) и британским главным агентом по индейским делам Уильямом Джонсоном на реке Могавк. Ссылка на статью о переговорах с французами будет ниже, а вот о чем говорили ирокезы с Джонсоном в июне 1757 года.

10 июня в "Замок Джонсона" на р. Могавк прибыла депутацию онондага и сенека. Они поприветствовали Джонсона и первым делом преподнесли индейский скальп, чтобы покрыть смерть британского переводчика, который был убит в бою на оз. Джордж в сентябре 1755 года. А потом сообщили, что каюга подтянуться чуть позже, а онейда отказались прийти на этот совет.

11,12 июня прошли в обмене текущими новостями. Для того чтобы совет был как можно более полным, были вызваны и могавки из своих двух деревень. Наконец, 13 числа собрались представители четырех из пяти главных племен ирокезов- сенека, каюга, онондаго и могавки, онейда с их "иждивенцами" тускарора, как было сказано выше, прийти отказались.

Слово взял сахем каюга по имени Скахьонвид, он же Большое Каноэ. Он посетовал на то, что данный совет под разными предлогами задерживали сенека. А также изложил факты, по которым несколько молодых воинов каюга взяли в руки военный топор против своих братьев англичан. Виноваты во всем были братья сенека.

Сенека вышли на военную тропу против южных племен [1] и к ним присоединились несколько каюга, однако, оказалось,что на самом деле сенека пошли в рейд против английских колонистов, а каюга не удержались и приняли участие в разбое и убийствах.

Мы, Каюга, услышав про это, были очень обеспокоены и отправили пояс вампума всем нашим воинам, чтобы предотвратить подобное в будущем. Мы сделали все возможное, чтобы положить конец подобным недоразумениям. Мы надеемся, что наши меры будут эффективны, и надеемся, что подобное никогда не повторится. Этим поясом вампума мы вытаскиваем топор из вашей головы.

Скахьонвид сказал, что французы всеми способами стараются натравить их на братьев англичан и смогли сбить с мирного пути нескольких молодых воинов, но каюга послали за ними и смогли предотвратить неизбежное зло.

Затем сахем каюга обратился ко всем присутствующим братьям ирокезам. Он сказал, что это нехорошо клеветать на своих братьев, утверждая, что каюги взяли в руки французский топор против англичан. Например, онондага, которые сами убили несколько британцев и возложили ответственность на каюга.

После такой мощной речи, все согласились, что им нужно удалиться и обдумать сказанное братом каюга.





Совещание англичан с ирокезами



14 июня Совет продолжился. Слово взял один из семи сахемов онондаго, он обратился непосредственно к Джонсону рассказав, что когда их брат Варрагиягей [2] в последний раз был у онондаго, то раскрасил лица воинов и вручил им топор против французов, но онондаго не смогли пойти на войну и причина заключается в следующем.

Виной всему были миссисаги [3], которые вздумали напасть на онондаго, поэтому они были вынуждены остаться дома,чтобы защищать свои семьи. Да и вообще кругом враги, которые постоянно точят против них свои топоры:

"Мы не можем сказать, откуда придет опасность, но мы ожидаем, что через несколько месяцев на нас нападут наши враги. К тому же англичане сказали быть просто готовыми к войне, а не идти на войну. Вы сказали нам, что вас много, и что вы сначала испытаете силу врага, и, если вы не можете без нас обойтись, только тогда вы нас призовете и пожелаете, чтобы мы были наготове".

Сахем попенял Джонсону на отсутствие достаточного уровня коммуникации между онондаго и англичанами, что приводит к недопонимаю:

"Брат. Некоторые из ваших сообщений были переданы нам глупцами и женщинами, которые либо не помнят, либо намеренно коверкают смысл ваших слов. Поэтому мы желаем, чтобы вы позаботились о том, чтобы выбрать верных и достойных людей".

Кроме прочего, онондаго похвалился успехами ирокезов на дипломатическом фронте, рассказав о посреднической миссии в деле умиротворения делаваров из долины Вайоминга. Правда, упомянув с сожалением,что братья сенека не смогли вырвать топор у своих подопечных, делаваров с Огайо.

Вся речь беспрерывно заверялась уверениями в дружбе и многочисленными поясами и нитками из белого вампума, а белый цвет, как известно, это символ переговоров и мирных намерений.

Джонсон взял паузу до 16 июня, его гневный ответ я приведу почти полностью, исключая фразу "и подарил пояс вампума" после каждого абзаца. Данная речь расскажет вам больше, чем я, о возможной причине "нелюбви" Купера к ирокезам.




Выступление Джонсона перед ирокезами. Кадр из фильма 1993 года "Разорванная цепь".



"Братья Сенека, Каюга и Онондаго. Я должным образом рассмотрел речь, которую вы произнесли два дня назад, и желаю, чтобы вы внимательно отнеслись к тому, что я сейчас вам скажу".

Джонсон выразил удивление, что миссисаги стали врагом ирокезов, т.к. всего два года назад ирокезы представили им нового вождя миссисаги, как своего большого друга и союзника, и уверили, что он и его люди полны решимости следовать примеру Пяти Наций.

"Я не состоянии понять по какой причине вы ждете опасности от миссисагов, разве только из-за какого-то недоразумения, которое, как я слышал, произошло в лесу несколько дней назад между некоторыми из ваших людей и ними".

На жалобы о малочисленности ирокезов Джонсон ответил контраргументом, что надо просто меньше пить, о чем он заявлял с самых первых дней знакомства с ирокезами.

По поводу "проверки вражеских сил" перед тем, как звать ирокезов на помощь было сказано следующее:

"Братья. Вы говорите, что я сказал вам, что англичане сначала устроят проверку вражеских сил, и что если мы обнаружим, что не можем обойтись без вас, то мы обратимся к вам за помощью. Я просмотрел записи, в которых точно записаны все публичные выступления и деловые отношения с индейскими народами, и я не нашел там ничего подобного".

Джонсон выразил уверенность,что ирокезы должно быть случайно ошиблись, т.к. со стороны Джонсона было передано огромное количество поясов-вампума, которыми он призывал ирокезов встать на тропу войны и все Шесть Наций выражали горячее желание действовать заодно с англичанами.

Что касается угрозы нападения неизвестных врагов, то Джонсон напомнил, что Король здорово потратился на то, чтобы по просьбе самих ирокезов в их стране были построены форты для защиты женщин и детей, пока воины находятся на войне. И что укомплектование этих фортов гарнизонами зависело от самих ирокезов, т.к. им надо было вовремя подать соответствующую заявку.

"Братья, ваше поведение, на мой взгляд, кажется очень неблагодарным, а ваши рассуждения крайне непоследовательны для ушей Короля, вашего Отца, и для всех ваших братьев, англичан".

По поводу замирения делаваров из долины Вайоминга реки Саскуэханны Джонсон сказал, что он очень доволен своими братьями ирокезами. Но они очень плохо следят за своим подопечным, вождем делаваров Тедьюскунгом,который не явился весной на большой Совет с губернатором Пенсильвании, где должны были быть урегулированы все жалобы делаваров на несправедливое обращение англичан, которое явилось предлогом для войны против Короля.

Далее Джонсон буквально взорвался, вспомнив символическое значение Сияющей Цепи Завета, которая объединила англичан и Союз Ирокезов.

"Цепь Завета была создана для нашего общего блага и безопасности, и всем вам хорошо известно, что она трактуется следующим образом: «Англичане и шесть народов будут считать себя плоть от плоти и кровь от крови, и что всякий раз, когда какой-либо враг причинит вред одному, другой должен почувствовать боль и отомстить, как если бы вред был причинен ему самому!"

Разве французы не причиняют нам вреда? Разве их топор не торчит в наших головах? Разве они ежедневно не убивают и уводят в плен наших людей? Разве некоторые из ваших соплеменников как на юге, так и на севере не присоединились к французам против нас?

Нет, некоторые из вас, как вы сами признались, вышли на военную тропу и напали на англичан. Разве не находятся сейчас у вас в плену несколько наших людей, которых вы прячете от меня? Разве вы не допускали в последнее время, чтобы индейцы с Освегатчи [4] проникли в ваши жилища и пленили несколько наших людей с Немецких равнин?

Позвольте мне теперь спросить вас, похоже ли это на настоящее Братство, и не следует ли вам стыдиться, когда вы вспоминаете о Цепи Завета? Возможно вы воображаете или думаете, что я забыл о старом соглашении между нашими народами, когда рассуждаете таким образом.




Иллюстрация символа Великой Сияющей Цепи Завета
между англичанами и Пятью Нациями, которая
развешена на ветках Дерева Мира.



Я беру, беру вас за голову, пробуждаю от сна и привожу в чувство. Вы говорите, что должны сами позаботиться о себе и не оставлять свою страну без присмотра. Когда дом одного Брата горит, будет ли другой брат спокойненько смотреть на него, курить трубку у своей двери и говорить, что он не может ему помочь, потому что, возможно, его собственный дом может загореться? Говорит ли Цепь Завета таким языком? Так ли говорили ваши предки?

Говорил ли я об этом с вами, когда Онондаго, Онейда и Тускароры в прошлом году прислали мне известие о том, что они ожидают нападения врага? Разве я и ваши братья не бежали по льду и снегу два или три раза, чтобы им помочь? Где и кто эти враги, которых вы так боитесь? Сообщите нам, нужна ли вам наша помощь при опасности. Ведь мы помним о Цепи Завета и готовы обороняться или умереть вместе с вами.
Мы не станем говорить вам, что вы должны в одиночку испытать силу врага, а мы тем временем будем сидеть по домам и заботиться о собственной безопасности. Вы всегда говорите мне, что так часто ездите в Канаду ради наших общих интересов. Я склонен думать, что именно от туда вы принесли с собой все эти тревоги и страхи".

В заключении столь длинной и эмоциональной речи Джонсон напомнил, что английский король будет вооружать, одевать и обеспечивать только "добрых и верных индейцев", т.е. тех кто пойдет на службу к англичанам, а остальные могут сидеть дома, курить трубку и молча завидовать.

А так как сейчас таких "курильщиков" большинство и к тому же они не могут обеспечить безопасность английских торговцев на своих землях, то вся торговля теперь будет происходить в Олбани и Скенектади, куда ирокезам придется прийти собственными ножками.

Когда это собрание завершилось, глава сахемов сенека пожелал частной конференции с сэром Уильямом Джонсоном, на которую они пригласили могавков и онондаго. Сенека отдали агенту три пояса вампума. Один из которых был "очень длинным и черным с топором посередине" и был передан сенекам французским губернатором.

Второй военный пояс сенека отобрали у делаваров, он тоже был от французов. Третий пояс был от делаваров к сенека, этим поясом они сообщали своим "дядям" о прекращении военных действий против англичан.

Заключение
Конечно, ирокезы привели много доводов в свое оправдание. Однако, они не убедили Джонсона и тот выставил ряд условий, которые ирокезы должны быть соблюдать, раз им так хочется соблюдать нейтралитет. Естественно,что большая часть Пяти (Шести) Наций не участвовала в войне против англичан, но небольшие группы молодых воинов продолжали участвовать в боевых действиях на стороне французов, пока те одерживали победы.

Таким образом, Ф. Купер был абсолютно прав, когда герои его романов ставили под подозрение лояльность ирокезов, имея множество доказательств их "многовекторной политики" и называя Шесть Наций "лживым и вороватым племенем".

_________________________
Примечания.
[1] Катавба и чероки, которые между прочим были союзниками британцев, но ежегодные походы против них были частью древней вражды и традиции.
[2] Варрагиягей - "тот, кто много делает", так могавки прозвали У.Джонсона.
[3] Миссисаги - алгонкиноговорящее племя, родственное оджибве, проживали в междуречье реки Оттава и озерами Эри и Онтарио.
[4]  Освегатчи - приток р. Св.Лаврентия в Канаде, где располагалась христианская миссия Галетт для католиков-ирокезов, союзников Франции.
Tags: Век восемнадцатый, Индейцы, История США, Фенимор Купер
Subscribe

Posts from This Journal “Индейцы” Tag

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments