
В воскресенье, 22 февраля 1920 года в Чите состоялись похороны генерала Каппеля. От Казани за тысячи километров, прошел он сюда в Забайкалье, чтобы здесь отдать свое тело земле, чтобы здесь найти свой вечный покой. Но найти покой в забайкальской земле Владимиру Оскаровичу не удалось. Его тело было вывезено в Китай отступавшими белыми частями, чтобы оно не досталось на поругание коммунистам.
Бесчисленными муками, нечеловеческими трудами, неизмеримым подвигом он спас армию и принес себя в жертву за это спасение. Один из солдат ижевцев вспоминал: «Я отморозил себе пальцы, много офицеров и солдат поморозили руки и ноги, а он весь замерз за Россию».

Великий Сибирский Ледяной Поход: каппелевцы вывозят гроб своего командира.
Для Читы того времени похороны проходили в обстановки не бывалой торжественности. Гроб утопающий в живых цветах (это в конце февраля !!!), торжественное архиерейское служение, высокопарные, патриотичные речи, войска, оркестр, тысячи читинцев и военных, заполнившие не только собор, но и всю площадь, все говорило о том, что Чита поняла и оценила все значение подвига генерала Каппеля.

Похороны Каппеля в Чите
В соборе все хотели отдать последнюю дань генералу, все хотели подойти к гробу и взглянуть в лицо покойника.
У гроба слышались речи его преданных солдат:
- Спасибо тебе, наш генерал! Спасибо за то, что ты, как родной заботился о нас за то, что ты вывел нас оттуда. Мы не знали ни холода, ни голода, мы не чувствовали их, потому что все мы, от генерала до солдата верили тебе и шли за тобой.

Белогвардейский солдат в почётном карауле у гроба Каппеля
На улице, на соборной площади слышны разговоры:
- Холодно! Скоро ли вынесут?
- Ничего, потерпим. Ему тоже было холодно, столько ли он терпел!
- Говорят, он за три часа до смерти все еще ехал верхом рядом с солдатами. С отмороженными ногами!
Скромный генерал, несмотря на звание совсем молодой человек, ставший как родной отец для своих солдат, человек спасший армию ценой своей жизни будет жить в памяти и на страницах истории. Последними словами генерала были:
«Пусть войска знают, что я им предан был, что я любил их и своею смертью среди них доказал это».
Journal information