
Разумеется, я не забыл о разнице календарных стилей. И сегодня, разумеется, не юбилей тех трагических событий. Большой материал, посвящённый гибели Александра Освободителя ждёт нас 13 марта (именно этот день был 1-м марта по старому стилю в 1881 году). Сегодня же хотелось бы просто напомнить своим читателям некоторые имена, значимые для эпохи Александра Освободителя, имена людей, способствовавших великим свершениям этого царя. И попросить о молитве за упокой этих, без сомнения, достойных граждан старой России.

Раб Божий царь Александр (государь император Александр Николаевич)
Начать, разумеется, следует с самого государя императора Александра Николаевича. Именно его политическая воля вызвала к жизни Великие Реформы его царствования, именно он, повинуясь зову государственной необходимости, впервые гласно объявил о необходимости отмены крепостного права и категорически отверг возражения крепостников-ретроградов, именно его воля сделала обсуждение будущей реформы гласным - императору хотелось, чтобы реформа учла интересы всех его подданных. Его заслугой было преодоление тяжких для России последствий Парижского мира, немедленное использование благоприятных внешнеполитических обстоятельств в интересах России, восстановления её полного суверенитета над Крымом и Севастополем и возрождения военного Черноморского флота. Его заслугой было также освобождение Болгарии от турецкого ига в ходе войны 1877 - 1878 годов. Его же заслугой было бескомпромиссное противостояние революционным группировкам. Со времён Петра Великого в России не выносилось столько смертных приговоров, сколько в царствование царя-освободителя, и немудрено: Великие Реформы оживили надежды политических радикалов, которым во имя сохранения государственности надо было дать решительный отпор. Император Александр до последних своих дней не соглашался на введение в России конституции и парламентского строя. "Я готов подписать любую конституцию, - говаривал он, - если буду уверен, что это пойдёт на пользу России. Но сделай я это сегодня - и всё распадётся". Так что либерализм и слабоволие Александра Николаевича сильно преувеличены. А его заслуги перед Россией и его безукоризненный патриотизм - вне сомнений.

Раба Божия царица Мария (императрица Мария Александровна)
Супруга государя - императрица Мария Александровна. Эта государыня, в отличие от своего беспокойного супруга, вела безукоризненно благочестивую христианскую жизнь, от чистого сердца приняв веру той страны, в которой ей, бывшей принцессе Гессенской, предстояло жить. Не в силах помешать революционерам-террористам, она своими молитвами оберегала своего царственного супруга, и как знать - не по её ли молитвенному заступничеству пули и бомбы революционных фанатиков вплоть до 1881 года щадили Александра Николаевича?

Раб Божий царь Александр (государь император Александр Александрович)
Стоит помянуть заупокойной молитвой и наследника Александра Освободителя - императора Александра III Миротворца. Их обычно принято противопоставлять, что не вполне заслуженно. Александр Александрович зарекомендовал себя неплохим полководцем в период Русско-Турецкой войны 1877 - 1878 годов. Кроме того, именно он, несмотря на чудовищное давление со стороны "прогрессивной общественности", довёл до конца следствие по делу цареубийц-"первомартовцев", добился для них смертного приговора и категорически отказался обсуждать вопрос о помиловании. Революционное движение, всколыхнувшееся в царствование его отца, в правление Александра Миротворца сошло на нет.

Раба Божия Екатерина (Долгорукова)
Стоит помянуть и рабу Божию Екатерину - Екатерину Михайловну Долгорукову-Юрьевскую, вторую жену императора Александра Николаевича. Хоть Екатерина Михайловна и была морганатической супругой, не имевшей никаких прав на престол (вопреки инсинуациям А.Н. Боханова, Александр Второй вовсе не собирался "расшатывать устои" русской православной монархии), а до этого - и вовсе любовницей, она, как могла старалась поддерживать и оберегать своего царственного супруга. Её детищем стала Тайная Антисоциалистическая Лига (ТАСЛ) - организация, призванная бороться против революционеров. Увы, в своей деятельности эта организация не преуспела. Не Екатерина Юрьевская, а Александр III положил конец кровавым "подвигам" "Народной Воли".

Раба Божия Елена (великая княгиня Елена Павловна)
В истории Крестьянской Реформы 1861 года заметна фигура великой княгини Елены Павловны. Она горячо поддержала идею отмены крепостного права, более того: сама одной из первых (задолго до официального объявления о реформе) освободила своих крепостных и обустроила их быт, а потом охотно передала свой опыт Александру Николаевичу.

Раб Божий Константин (великий князь Константин Николаевич)
Последовательным и энергичным сторонником Великих Реформ был и родной брат государя - великий князь Константин Николаевич. Он принимал живейшее участие в обсуждении проектов Крестьянской Реформы, а в дальнейшем выступал за участие выборных народных представителей в деятельности Государственного Совета (с законосовещательными правами), что, с одной стороны, не представляло из себя пути к классическому парламентаризму, а с другой - давало возможность монархии приобрести более широкую социальную базу и запустить пресловутые "социальные лифты".

Раб Божий Иаков (Ростовцев)
Генерал Яков Иванович Ростовцев, бывший декабрист, отказавшийся участвовать в мятеже 14-го декабря, в царствование императора Александра Освободителя стал одним из разработчиков Крестьянской реформы. До освобождения крестьян сам Яков Иванович не дожил, однако выдвинул целую плеяду своих последователей. А также придал делу такой мощный импульс, что оно и без него благополучно завершилось.

Раб Божий Николай (Милютин)
Ещё один активный участник разработки Крестьянской Реформы - Николай Алексеевич Милютин. Уже в 1856 году Милютин предлагал освободить крестьян от крепостной зависимости, предоставив им земельные наделы за выкуп. Он входил в кружок великой княгини Елены Павловны, где сблизился с великим князем Константином Николаевичем. С 1859 г. - товарищ министра внутренних дел, руководил всем процессом подготовки крестьянской реформы. Противодействовал оппозиционным группировкам, отстаивавшим интересы помещиков в ущерб крестьянам, в редакционных комиссиях и Главном комитете по крестьянским делам. В дальнейшем участвовал в подготовке Земской реформы: предлагал отделить административно-полицейскую власть от хозяйственно-распорядительного управления и передать последнее выборным органам местного самоуправления.

Раб Божий Сергий (Ланской)
Ланской Сергей Степанович - министр внутренних дел в период подготовки Крестьянской Реформы, инициатор создания комитетов по выработке условий освобождения крестьян. Поначалу выступал за освобождение крестьян без земли, с предоставлением им права аренды за деньги или отработки, но под влиянием Милютина сделался сторонником наделения крестьян землёй за выкуп. В 1861 году был отрешён от должности, чтобы успокоить дворян, недовольных падением крепостного права. Однако оставался доверенным лицом императора. Участвовал, как и Николай Милютин, в разработке земской реформы. Известен также своими проектами по предоставлению евреям России равных прав с остальными её гражданами.

Раб Божий Александр (Горчаков)
Канцлер Александр Михайлович Горчаков - министр иностранных дел при Александре Освободителе, автор знамнитого афоризма "Россия не сердится - Россия сосредотачивается". В условиях, когда после неудачной Крымской войны международные позиции России существенно ослабли, последовательно отстаивал русские национальные интересы. Категорически не допускал никакого вмешательства иностранных держав во внутренние дела России. Поддержал денонсацию Парижского мира после Франко-Прусской войны 1871 года, однако новой агрессии Германии против Франции в 1875 году не допустил, осознавая, что набирающая силу молодая Германская империя рано или поздно станет угрозой для России. Вёл переговоры на Берлинском конгрессе в 1879 году, по поводу заключения мира с Турцией.

Раб Божий Пётр (Валуев)
Пётр Александрович Валуев - преемник С.С. Ланского на посту министра внутренних дел. В 1855 году опубликовал развёрнутую статью "Дума русского", в которой жёстко критиковал дореформенные порядки, отмечал неэффективность сложившейся громоздкой административно-бюрократической системы и настаивал на необходимости политических свобод для оживления государственной жизни России. В период подготовки Крестьянской Реформы выступал за освобождение крестьян без земли, подготовил собственный проект реформы. В 1864 году руководил разработкой Земской реформы. Понимая, что общество становится информационным, создал ряд проправительственных СМИ, сам активно выступал как публицист. Был сторонником широкой автономии национальных окраин Империи.

Раб Божий Александр (Головнин)
Александр Васильевич Головнин - министр народного просвещения при Александре Освободителе. Добился удвоения бюджета министерства народного просвещения, инициировал разработку новых университетских уставов, призванных преодолеть разрыв между студентами и профессурой, а также купировать оппозиционность студентов. Являлся сторонником использования в российском образовании европейского опыта, активно направлял профессоров на стажировки в лучшие университеты мира. Преобразовал систему среднего и начального образования в России в пользу большей доступности образования.

Раб Божий Михаил (Лорис-Меликов)
Михаил Тариэлович Лорис-Меликов - фактический диктатор России в последние годы правления Александра Освободителя. Энергично боролся против революционно-террористических кружков, стремясь покончить с угрозой новых терактов. Активно поддерживал патриотические и консервативные СМИ, видя в них залог успешной деятельности правительства и победы над революцией. Выступил инициатором введения выборных представителей от земств и городов в состав Госсовета с законосовещательными полномочиями. Александр Освободитель соглашался на эту реформу, но провести её в жизнь не успел - был убит. После чего проект Лорис-Меликова был похоронен.

Раб Божий Михаил (Муравьёв-Виленский)
Михаил Николаевич Муравьёв-Виленский. Революционеры и национал-сепаратисты прозвали его "Муравьёв-Вешатель" за его красноречивое высказывание: "Я из тех Муравьёвых, которые вешают, а не из тех, которых вешают". Однако в действительности при подавлении польско-литовского мятежа в 1863 году (сопровождавшегося массовой резнёй русского и православного населения, между прочим) он опирался не столько на террор, сколько на активную поддержку русского крестьянства против польско-литовских магнатов, чуждых России и русским интересам. По его приказу всё население вверенного его попечению края должно было активно содействовать русским войскам в борьбе против мятежников, за отказ от такого содействия полагалась конфискация имущества. Активно способствовал развитию в западных губерниях (на территории современных Белоруссии и Литвы) системы народного образования, повсеместно открывал русские школы. В результате восстание было быстро и относительно бескровно ликвидировано.

Раб Божий Димитрий (Милютин)
Дмитрий Алексеевич Милютин - брат Николая Милютина - был в царствование Александра Освободителя военным министром. Именно ему принадлежит честь Военной реформы 1874 года, заменившей прежнюю систему рекрутских наборов всеобщей воинской обязанностью, что резко повысило качество боевой подготовки и мобилизационные возможности русской армии. Много сделал для перевооружения армии современным оружием (Крымская война была русскими проиграна не в последнюю очередь из-за технического отставания). Способствовал развитию военного образования в России, выступил сторонником отсрочки от призыва в армию для студентов университетов. Участник Русско-Турецкой войны 1877 - 1878 годов.
Journal information