Владыка Тихон Белавин - это Патриарх Московский и всея Руси в 1918 - 1925 годах, исповедник, ныне прославленный в лике святых Русской Православной Церковью. До начала Великой Отечественной войны он не дожил. Тем более не дожил он до наших времён, когда широко развернулась проповедническая деятельность недоброй памяти иерея Даниила Сысоева и его многочисленных профессиональных "духчад". Казалось бы, какое отношение может иметь этот подвижник начала ХХ столетия к проблемам, упомянутым в заголовке. Однако, вот какие слова обретаются в одном из пастырских посланий святителя. Читайте - и судите сами.
Икона святителя Тихона Московского
"Говорят, что Церковь готова будто бы благословить иностранное вмешательство в нашу разруху, что она намерена звать «варягов» прийти помочь нам наладить наши дела... Обвинение голословное и неосновательное: мы убеждены, что никакое иноземное вмешательство (выделено мной - М.М.) да и вообще никто и ничто не спасет России от нестроения и разрухи, пока Праведный Господь не преложит гнева Своего на милосердие, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих, а чрез то не «возродится духовно в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины»" (конец цитаты).
(С) Из пастырского послания от 8 октября 1919 года.
Как видим, святитель Тихон категорически не верит в возможность благотворного влияния на судьбу Православной России какого бы то ни было иностранного вмешательства и столь же категорически отказывается признавать возможность каких бы то ни было оккупантов выступить "освободителями" Русской Православной Церкви. Видим мы и аргументы, которыми святитель Тихон обосновывает свою точку зрения: русский народ болен изнутри. Болен неверием, болен ненавистью друг к другу, давно и бесповоротно сменившей заповеданную Евангелием братскую любовь, болен нерадением о Церкви Божией. Революция стала только внешним выражением этой болезни. И раз недуг находится внутри, то и исцелён он может быть только изнутри.
И стоит заметить, что святитель ещё не видел ни гитлеровской расовой теории, ни попыток её воплощения на практике в России в начале 1940-х годов. Что бы он сказал в июне 1941-го тем, кто мнил найти в немецких захватчиках заступников Церкви Божией, достаточно очевидно. Очевидно и то, как бы святитель отнёсся к проповедям иерея Даниила Сысоева, называвшего нацистов "освободителями Церкви", их агрессию - "крестовым походом всей христианской Европы против безбожного большевизма", а власовцев, каминцев и бандеровцев, столь ретиво прислуживавших оккупантам, что даже у сих последних волосы дыбом становились - "подлинными героями христианской Руси".
Вот так выглядело "освобождение Православной Церкви" по-сысоевски
...и вот так
А ещё вот так
... и вот так.
А это, по мнению иерея Сысоева, - "гонители Святой Церкви",
получившие "заслуженную кару".
Что бы сказал на такое святитель Тихон, гремевший против "ужасных и зверских избиений ни в чём не повинных людей", достаточно очевидно. А можно ли представить себе вместе в Царствии Небесном святителя Тихона с Сысоевым, можно ли себе представить их, "едиными усты" славящими Господа - предоставляю судить читателям.
И да, на всякий случай, упреждая обвинения в "выдёргивании из контекста" - вот что непосредственно предшествовало только что приведённым словам святителя:
"Если ужасы кровавой расправы враждующих между собою лагерей не могут не производить гнетущего впечатления на сердце каждого христианина, то неизмеримо более тягостное впечатление производят эти ужасы тогда, когда жертвами их делаются нередко невинные люди, непричастные к этой страстной политической борьбе.
Не мимо идут эти ужасы и нас, служителей Церкви Христовой, и много уже архипастырей и пастырей и просто клириков сделалось жертвами кровавой политической борьбы. И все это за весьма, быть может, немногими исключениями только потому, что мы, служители и глашатаи Христовой истины, подпали под подозрение у носителей современной власти в скрытой контрреволюции, направленной якобы к ниспровержению Советского строя. Но мы с решительностью заявляем, что такие подозрения – не справедливы: установление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение" (конец цитаты).
Вот тут уже и белогвардейское непредрешенчество подъехало, которое так любят яростно критиковать наши ультраправые публицисты. Так что если уж считать Белое Движение "масонским", "западническим" и "либеральным" - то только вместе с Патриархом Тихоном. А если уж вам и святитель Тихон не указ - то будьте добры, прежде, чем кидаться обличать, признайтесь сначала честно и гласно, что вы - не христиане. Впрочем, я отвлёкся от основной темы.
Ещё один замечательный образ святителя Тихона.
Его благословляющий жест здесь выглядит, скорее, как предостерегающий
И, кстати, вот что конкретно говорил святитель Тихон о послушании советской власти: "Не подавайте никаких поводов, оправдывающих подозрительность Советской власти, подчиняйтесь и ее велениям, поскольку они не противоречат вере и благочестию, «ибо Богу», по апостольскому же наставлению, «должно повиноваться более, чем людям»". То есть, до тех пор, пока советская власть прямо не требует от христианина отречься от веры или поступиться благочестием - её повелений надлежало слушаться. Благочестиво ли встать на защиту притесняемых и истребляемых соотечественников? Благочестиво ли в этом случае поднять оружие на внешнего врага, дерзновенно вторгшегося в твою страну? Для нравственно вменяемого человека ответ очевиден и освящён авторитетом таких имён, как свт. Филарет Дроздов, свт. Феофан Затворник, свт. Лука Войно-Ясенецкий.
Полагаю, в свете вышеизложенного понятно, каково было бы отношение свт. Тихона к Великой Отечественной войне и к попыткам выставить коллаборационизм "борьбой за веру".
Аминь и Богу слава!
Journal information