Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Новогодний подарок православным мамам

... которые читают данный блог. 

Поскольку на носу - новый год, то я решил немного поразмышлять об одной старой новогодней сказке. Вернее, выложить свои размышления шестилетней давности. Авось, кому и пригодится. Оригинал взят в http://hportodox.ucoz.ru/load/rodstvennye_proekty/rodstvennye_proekty/masha_i_vitja_protiv_ehry_vodoleja/16-1-0-94.

Маша и Витя против «эры Водолея»,



или сектоведение для самых маленьких.

Новогодние приключения Маши и Вити

Не подумайте, что автор впал в детство. Просто, как отцу, мне приходится заново освежать в своей памяти старые советские сказки, на которых я рос и которые теперь я рассказываю своей дочурке или слушаю и смотрю вместе с ней. А как православному христианину, мне приходится заново эти сказки осмыслять, чтобы через них пытаться объяснить ребёнку азы благочестия.

Вот и недавно я получил очередной приятный «сюрприз из прошлого». Это детский мюзикл «Маша и Витя против “Диких гитар”», вышедший в 1981 году. Конечно, мюзикл советский, и никто пропагандировать православные ценности, тем паче детям, в то время не разрешил бы. Но…

Фабула мюзикла традиционна для советской детской литературы: обычные современные школьники, Маша и Витя, оказываются в сказочном лесу, чтобы освободить Снегурочку, похищенную злым Кощеем, и спасти таким образом Новый год. А «Дикие гитары» – это традиционная сказочная нечисть: баба Яга, леший и дикий кот Матвей (вероятно, калька с фольклорного «кота Баюна»). Напутствует ребят в дальнюю дорогу, естественно, дедушка Мороз (в аудиоверсии мюзикла – некий безымянный волшебник, Снегурочка там заменена диснеевской Белоснежкой). Но вот напутствие это таково, что под ним подписался бы, наверное, любой православный батюшка. Судите сами:

Дедомраз

В сказке помощи не ждите – сами по дороге

Постарайтесь, помогите всем, кто ждёт подмоги.

Ожидает путь вас долгий и, к тому ж, не скрою:

Зло узнать под маской доброй нелегко порою.

Коль в пути придётся туго – надо не теряться,

А покрепче друг за друга вам, друзья, держаться.

Согласитесь, многие из нас неоднократно слышали подобные советы в проповедях наших приходских священников. Стоп. Мы начали с традиций советской литературы, а пришли к содержанию храмовых проповедей. Значит, сказку вполне можно читать глазами христианина. И не просто читать, но и выводы делать.

Дикие гитары

Вот, например, самая завязка интриги. Нечистая сила держит совет – что им, собственно, делать с непрошеными гостями. Ответ оказывается несколько неожиданным с точки зрения канонов жанра, зато вполне самоочевидным в свете православной аскетики: «поссорить Машу с Витей, на деле доказать, что плохого в них больше, чем хорошего». Откуда, спрашивается, в атеистической стране атеистически же настроенные авторы сумели так точно угадать истинные намерения лукавого? Ведь можно было бы просто пустить в ход колдовскую силу. «Не интересно им это», – весьма неубедительно поясняют авторы мюзикла. А мы-то с вами знаем, что не в интересе тут дело. Просто злое волшебство не властно над чистыми душами, ибо они пребывают под покровом Божией Благодати. Именно поэтому у нечисти остаётся один путь – сеять в душах людей грехи, отводить их от Бога, используя человеческие слабости, и только после этого – губить. Знали ли об этом авторы мюзикла, или  нет – для нас не так уж важно. Но из обычной сказки рождается повод поговорить с малышом о Боге. Неплохо? Даже очень.

А вот и первая встреча ребят с врагом. Баба Яга. Но какая-то странная. Без обычных «баб-ёговских» атрибутов – ни костяной ноги, ни носа, который «в потолок врос», даже избушки на курьих ножках нет. Стоит обычный домик посреди лесной полянки, и хозяйка его «на вид – вполне добрая фея», уверяющая, что она с детства дружит с Белоснежкой, и вообще, «все знают мою доброту». И только в дальнем углу избы торчит, как зловещее предупреждение, ступа.

Баба Яга

Не правда ли, что-то это нам напоминает? Перед нами – классическая тактика тоталитарных сект. Бомбардировка любовью. Сколько их было, разномастных проповедников, от Джона Картера до «преподобного» Муна и Рона Хаббарда, с их приторной заботливостью и готовностью немедленно решить все личные проблемы случайно заглянувшего к ним «на огонёк» прохожего. И сколько было поломанных судеб людей, поспешно доверившихся самозванным «спасителям», чья истинная цель ненамного отличается от намерений той же самой бабы Яги:

Жаркое из Маши и Вити

Сегодня подам я к столу...

Впрочем, для героев сказки визит к «свидетельнице сознания кришны седьмого дня» из русского фольклора окончился благополучно. Они, как мы помним, вовремя получили пастырское наставление (хотя и не от батюшки – от деда Мороза). Предупреждён – значит, вооружён.

А вот и второй персонаж. Леший. Тоже фигура колоритная. И прицел у него вполне определённый:

Но в город волей случая

Попал я, вот беда.

С тех пор мне глушь дремучая

Постыла навсегда.

Леший-искуситель


С учётом того, что Витя, как нас предупреждают в начале сказки, увлекается наукой и техникой, расчёт понятный. Что ж, и эта картина знакома: тоталитарные секты оккультного толка сплошь и рядом маскируются под кружки и клубы по интересам. И прикрыть свой сатанизм псевдонаучной фразеологией тоже не прочь (вспомним Хаббарда и Рерихов). Даже напротив – все, кто не согласен с новомодным «эзотерическим» учением, автоматически объявляются отставшими от жизни и врагами научно-технического прогресса.

Да и располагающая к себе маска эдакого «рубахи-парня», вроде бы, надета нечистым мастерски. Если слушать сказку невнимательно, леший даже симпатичен. Но прислушаемся. Вот о чем как бы случайно он проговаривается в конце своего монолога:

… вся сила в атоме

И в химии к тому ж.

Внимание. Оказывается, в восприятии лесного «сциентиста» (сциентизм – это философское учение, провозглашающее всемогущество науки, не путать с сайентологией) вся сила не в том, что приносит знание, и не в том, что помогает человеку преодолевать природу, не в электронике, не в механике, а в том, что может быть использовано… в качестве оружия массового уничтожения. И это симптоматично. «Рубаха-парень» не может-таки удержаться от того, чтобы выказать свою человеконенавистническую природу. Как тут не вспомнить пословицу, что «дьявол прячется в мелочах»?

Вот тут есть повод пожалеть, что сказка писалась в советские годы. Дело в том, что для разоблачения лешего Витя использует методы, не вполне благочестивые. Это гипноз (в аудиоверсии) и электрошок (в кинофильме). Пытаться одолеть нечистого с помощью техники (а тем более с помощью гипноза, то есть уже чисто бесовского воздействия) – конечно, верх наивности. Но у нас, христиан, есть такие клещи, из которых ни один «леший» не вывернется. Слово Божие, с которым мы обязаны сверять все поступающие нам «приглашения». Кстати, Витя примерно так, в конечном итоге, и поступает. Леший предлагает бросить Машу в обмен на дорогу в Кощеево царство? Такое его предложение в корне противоречит полученному ребятами завету – «покрепче друг за друга вам, друзья, держаться». Значит, это враг. А гипноз и электрошок – это так, для пущей убедительности, дети любят яркие эффекты. «Иди, леший, ты проиграл».

Кот Баюн

Знаменательна и встреча с третьим персонажем. На мой взгляд, столкновение с котом Матвеем (в мастерском исполнении М.С. Боярского) отнюдь не случайно стоит последним. После неудачи Яги и лешего нечистая сила вводит в действие «тяжёлую артиллерию». Кот Матвей – животное, и всякие хитрые трюки – не по его части. Он просто и бесцеремонно запугивает героев сказки – это, похоже, единственное, на что он способен:

Игре конец – я дикий кот,

Мой первый ход – последний ход.

Я бью лишь раз, я быстр и смел,

Собаку я на этом съел.

В моих зрачках ночной кошмар.

Один прыжок – один удар.

Я кот Матвей, мой метод прост:

Я не люблю тянуть кота за хвост.

Вот то, к чему должен быть внутренне готов каждый христианин: враги Христовы, убедившись в бездейственности своих хитростей, способны перейти к грубой силе (не «волшебной», а чисто физической). По крайней мере, автор этих строк уже дважды подергался угрозам со стороны сектантов. Слава Богу, дальше угроз дело не пошло. Да и для Маши и Вити тоже все кончилось благополучно: Витя умело сыграл на кошачьих инстинктах «противника» и спровадил его в лес следом за заводной мышью. Наверное, евангельская фраза о волосе, который не упадет с головы без воли Отца Небесного – все-таки нечто большее, чем просто метафора. Главное – не бояться: ведь «Бог с нами и никтоже на ны».

Но вот цель путешествия достигнута. Замок Кощея. И его хозяин, вроде бы, вполне традиционен, если не считать того, что «флюс у него на щеке, тряпицей замотанный – зубы замучили». Но только ли флюс? Послушаем, что он сам о себе рассказывает:

Почему твой век недолог,

Уважаемый биолог,

Дорогой профессор кислых щей?

Бьются люди три столетья

Над секретом долголетья,

А его давно открыл Кощей.

………………………………….

Незнакомы мне волненья –

Сдал я сердце на храненье

И не сожалею ни о чём.

………………………………..

Я бессмертен – то есть, вечен,

Потому что бессердечен,

И не может быть наоборот!

Кощей Бессмертный


Те, кто знаком с «эзотерической» «восточной» философией a la Блаватская (хотя бы по противо-оккультным работам о. Андрея Кураева), наверняка почувствовали нечто до омерзения знакомое. Перед нами – классическая проповедь необуддизма с его стандартным «джентльменским набором» – тут и предполагаемая изначальная истинность знания «древних» в сочетании с презрением к светской науке, и достижение совершенства, магической силы и, в конечном итоге, блаженной вечности (в традиционном буддизме речь, скорее, идёт о достижении небытия, нирвана тождественна пустоте. Но уж больно удручающая это перспектива для европейца, знакомого с Евангелием) путём целенаправленного подавления в себе всех и всяческих чувств и желаний, целенаправленной самодеструкции личности. Да-да, оказывается, сказочный Кощей Бессмертный – вполне примерный ученик тибетских лам и индийских йогов. Он достигает конечной цели оккультной мистической практики радикальным способом (вспомним: «сдал сердце на храненье»). Только вот бессмертие его слишком уж иллюзорно. Разрушить его так же легко, как разбить яйцо, заключённое в хрустальном ларце… Да что там бессмертие, даже с простой зубной болью «великий йог» справиться оказывается не в состоянии (какой урок для тех, кто ищет вечности помимо Бога!).

И вот тут мы подходим к ключевому эпизоду, чрезвычайно важному с точки зрения христианина. Оказывается, для выполнения своей миссии Маше совсем не нужно уничтожать Кощея, не нужно даже бороться с ним. Кощей победил себя сам: самонадеянность сыграла с ним злую шутку. А Маше нужно всего лишь исполнить наказ дедушки Мороза. Помните: «Постарайтесь, помогите всем, кто ждёт подмоги». То есть – одну из ключевых заповедей христианской этики. В данном случае в помощи нуждается Кощей – и Маша приходит к нему на помощь в обмен на освобождение Снегурочки. Казалось бы, как несопоставимы могущественный чародей, повелитель волшебной страны – и простая девочка-первоклашка… Но неожиданно (а для нас вполне логично) обнаруживается, что именно Кощей оказывается беспомощен перед Машей. И Маша, чье сердце полно любовью ко всему живущему, настолько сильнее Кощея с его горделивой «эзотерической философией», что не боится миловать. Милосердие побеждает чародейство. Вот уж где действительно всесовершенное посрамление лукавого. И так и хочется закончить сказку традиционными для церковной книжности словами: «Конец и Богу слава!»

Маша и Кощей



К сожалению, авторы сказки, по неведению своему или из конспирации, сделали из неё совсем другие выводы. Но на то мы и христиане, чтобы не бояться размышлять. Поэтому стоит познакомить детей с этим мюзиклом – пополнить домашнюю видеотеку кинофильмом «Новогодние приключения Маши и Вити» (что лучше, ибо фильм не сопровождается авторскими комментариями, соответственно, у ребенка и родителей остаётся больше свободы для интерпретации) или достать аудиозапись. И обязательно потом, за семейным столом, обсудить с малышом увиденное и услышанное. Тогда уже сейчас появится лишняя возможность ненавязчиво заговорить с ним о Евангелии и о той этике, которую Оно возвещает. А когда младенец немного подрастёт, у него будет неплохое противоядие против уловок современных «диких гитар», окопавшихся в образовательных структурах. Конец и Богу слава!

Tags: Культурология, Миссионерство, Православие, Православное воспитание детей
Subscribe

Buy for 10 tokens
То, чего я так боялся в прошлом году, увы, становится реальностью и приобретает конкретные очертания. Похоже, с нашими поездками на озеро Большое Унзово - окончательно и бесповоротно всё. Рейдерам, захватившим нижегородский НИИ Радиотехники (причём на безупречно законных основаниях захватившим -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments