
Участник Белого Движения Андрей Артемьевич Байдак
Итак, знакомьтесь: Байдак Андрей Артемьевич (1887 - после 1931) - русский кавалерийский офицер, ветеран Первой Мировой войны, участник Белого Движения на Юге России. Одно время служил во 2-м офицерском конном генерала М.Г. Дроздовского полку.
Андрей Байдак родился 12 (24) февраля 1887 года в семье действительного статского советника Артемия Дмитриевича Байдака. Происходил из дворян Херсонской губернии. Младший брат Алексей — поручик конной артиллерии - впоследствии также участвовал в Белом Движении и скончался в 1922 году.
Андрей Байдак в 1905 году окончил Петровский Полтавский кадетский корпус и поступил в Елисаветградское кавалерийское училище, откуда в 1908 году вышел корнетом в 12-й уланский Белгородский полк. 10 сентября 1911 года он был произведён в следующий чин - поручика, в котором и встретил Первую Мировую войну.


В боях Первой Мировой Байдак принял участие в рядах своего родного Белгородского уланского полка. Сражался молодой офицер достойно, так что за боевые отличия был удостоен нескольких орденов, в том числе - ордена Св. Анны 4-й степени с надписью «за храбрость». 10 сентября 1915 года «за выслугу лет» Андрея Артемьевича производят в штаб-ротмистры, а уже 14 июля 1917 года, уже «за отличия в делах против неприятеля», получил следующий чин - ротмистра.
Большевицкий переворот застал Байдака в Одессе, куда белгородские уланы были переброшены с Румынского фронта для подавления периодически вспыхивающих там беспорядков. С группой офицеров 12-й кавалерийской дивизии Байдак пробрался в Добровольческую Армию А.И. Деникина, к которой присоединился в июне 1918 года. 24 июня 1918 года его зачислили во 2-й Офицерский конный полк (впоследствии получивший именное шефство генерала М.Г. Дроздовского и ставший одним из самых элитарных полков белой кавалерии). В составе этого полка Байдак принял участие во Втором Кубанском походе, 19 ноября 1918 года получил должность командира эскадрона в своём 2-м офицерском конном полку.

Когда же в рядах Добровольческой армии по инициативе офицеров начали воскресать старые кавалерийские полки, Байдак охотно принял участие в этом процессе, и 22 февраля 1919 перешёл на должность командира эскадрона обратно в 12-й уланский Белгородский полк. С мая 1919 Андрей Артемьевич командовал дивизионом чинов Белгородского уланского полка в составе Сводного полка 12-й кавалерийской дивизии. Примерно в это же время он был произведён в полковники - чина подполковника в Добровольческой Армии на тот момент не существовало.
Дивизион белгородских улан с Байдаком во главе участвовал в боях лета - осени 1919 года, проделал Московский поход, делил с армией горечь осеннего отступления. На рубеже 1919 - 1920 гг. его назначают начальником штаба 1-й кавалерийской дивизии.
В марте 1920 года остатки деникинской армии эвакуируются из Новороссийска в Крым. В Крыму Андрей Байдак был назначен помощником командира 3-го кавалерийского полка армии барона П.Н. Врангеля. После того, как командир полка полковник Псиол заразился тифом, Байдак временно вступил в командование полком. Когда же в июне 1920 года полковник Псиол пал в бою с большевиками, Байдак принял командование 3-м кавалерийским полком официально.
В составе 3-го кавалерийского полка Байдак принял участие в наступлении Врангеля в Северной Таврии. В районе села Малая Токмачка 17 июня 1920 года полковник Байдак имел случай отличиться - увлёк полк в конную атаку, которой опрокинул оборонявшихся большевиков, обратил их в бегство и отбил у них 3 орудия. За эту атаку Андрей Артемьевич удостоился награждения новоучреждённым орденом Св. Николая Чудотворца.
После поражения врангелевской армии Байдак вместе с другими белогвардейцами эвакуировался в Галлиполи, где был зачислен в состав 2-го кавалерийского полка. По окончании "Галлиполийского сидения" выехал в Югославию.

Галлиполийский лагерь
В середине - конце 1920 годов Байдак проживал в Белграде, где занимался военно-историческими исследованиями, в частности, опубликовал очерк «Участие Белгородских улан в Гражданской войне». На момент 1931 года он возглавлял кадры 12-го уланского полка в Румынии (Хотин). О дальнейшей его судьбе ничего не известно.
Journal information