
«Считаю, что западный театр военных действий должен быть обязательно подготовлен в течение 1941 года, а поэтому растягивать строительство на несколько лет считаю совершенно невозможным».
Справедливость требует сказать, что к требованию командующего Западным округом И. В. Сталину следовала бы отнестись с большим вниманием, так как Д. Г. Павлов вносил разумные предложения. Считаю необходимым привести некоторые выдержки из его донесения от 18 февраля 1941 года.
«Наличие и состояние шоссейных, грунтовых и железных дорог в пределах БССР совершенно не обеспечивает потребностей ЗапВО.
В подробном докладе, представленном мною народному комиссару обороны от 29.1.41, даны заявки на постройку и ремонт в 1941 году крайне необходимых округу шоссейно-грунтовых и железных дорог, которые включают:
а) постройку новых шоссейных дорог — 2360 км;
б) постройку фунтовых тракторных путей — 650 км;
в) капитальный ремонт наиболее разрушенных участков существующих шоссейных дорог — 570 км;
г) выполнение ряда крупных мероприятий по восстановлению мостов и оборудованию дорог;
д) постройку новых железных дорог протяженностью 819 км;
е) реконструкцию и развитие железных дорог — 1426 км, из них — 765 укладка по готовому пути.
Для выполнения работ по шоссейно-грунтовому строительству потребуется 859 миллионов рублей...
Кроме того, для постройки 819 километров железнодорожных путей, реконструкции и развития их требуется 642 миллиона рублей. Считаю, что западный театр военных действий должен быть обязательно подготовлен в течение 1941 года, а поэтому растягивать строительство на несколько лет считаю совершенно невозможным.
Дорожное строительство всех видов может быть решено в 1941 году путем отпуска указанных выше механизмов; широкого привлечения трудоспособного населения СССР с подводами и лошадьми. Считаю возможным и необходимым для строительства Дорог, мостов... отпустить бесплатно камень, гравий, лес и другие стройматериалы.
Второй вопрос. Необходимо западный театр военных действий по-настоящему привести в действительно оборонительное состояние путем создания ряда оборонительных полос на глубину 200— 300 километров, построив противотанковые рвы, надолбы, плотины для заболачивания, эскарпы, полевые оборонительные сооружения.
Вышеперечисленные мероприятия также потребуют большого количества рабочей силы... Для такой работы нецелесообразно отрывать войска и нарушать ход боевой подготовки. Учитывая, что в обороне страны должны не на словах, а на деле принять участие все граждане Советского Союза; учитывая, что всякое промедление может стоить лишних жертв, вношу предложение: учащихся десятых классов и всех учащихся высших учебных заведений вместо отпуска на каникулы привлекать организованно на оборонительное и дорожное строительство, создавая из них взводы, роты, батальоны под командованием командиров из воинских частей. Перевозку и питание учащихся организовать бесплатно за счет государства (красноармейский паек).
Разумеется, всё вышесказанное не означает, что Павлов - непризнанный гений, из зависти расстрелянный "тупым и кровожадным Сталиным". Поражения Красной Армии летом 1941 года на Западном направлении, за которое отвечал Павлов несомненный факт. Почему случились столь тяжёлые поражения и какова в них доля непосредственной вины Павлова, мне ещё предстоит выяснить (и надеюсь летом этого года данную работу проделать). Павлов, безусловно, не был талантливым полководцем. И наверное, в поражениях лета 1941 года была значительная доля и его вины. Но, во всяком случае, изменником он не был тоже. Как не был и тупым солдафоном, надеявшимся на "русский авось".
Journal information