
Мне бы хотелось поставить к этому эссе эпиграф в виде знаменитой цитаты Эдмунда Бёрка: «Единственное, что требуется для триумфа зла, – это чтобы хорошие люди ничего не делали». К сожалению, эта цитата слишком «заезжена», а других подобных я не знаю, но хотелось бы, чтобы главной мыслью данного эссе стала именно эта.
Фильм «Дети из бездны» очень тяжело досмотреть до конца, но подобные ему произведения необходимы, чтобы люди не забывали об ужасах войн в целом и Второй мировой в частности, чтобы хотя бы постарались в дальнейшем не допустить подобного.
Фильм раскрывает этнический конфликт между представителями двух национальностей – евреями и теми немцами, которые придерживаются национал-социалистических убеждений, но, как и почти в любом конфликте, здесь показывается и «третья сторона» – далеко не во всех случаях она нейтральная.
Насколько далеко смогли бы продвинуться в своих злодеяниях нацисты, если бы на оккупированных территориях не нашлось бы действительно ни одного человека, кто пошел бы на сотрудничество с немецкой администрацией? Думается, крови было бы намного меньше. Сложно, конечно, судить с высоты мирного времени человеку, который не жил в те времена. Страшно, когда человека вынуждают сотрудничать, угрожая, к примеру, убийством семьи, и никто из нас точно не знает, как поступил бы в такой ситуации. Но одно дело – официантка, подносящая еду и выпивку оккупантам, и совсем другое – полицай, убивающий невинных детей.
В фильме приводится, к примеру, история, когда в уничтожении гетто принимали участие только полицаи, без немцев, когда мирные жители сами выдавали детей на расстрел («Пан полицай, ко мне жиденята пришли» – перевод с украинского). У каждого коллаборациониста своя история предательства, но причина, думается, более-менее одна и та же: жажда власти и силы, жажда быть на стороне того, кто в данный момент «на коне», распоряжаться чужими жизнями и смертями. Есть категория людей, для которых это как наркотик. Они всегда легко проникаются террористическими, экстремистскими идеологиями – национал-социалистическая относится именно к таковым. Такие личности найдутся во время любого военного конфликта. Я считаю, что здесь вопрос не в этнической ненависти (как-никак, до прихода немцев эти будущие полицаи всю жизнь жили с евреями бок о бок), а в проявлении темных сторон человеческой души, отсутствии духовной зрелости. Для них не существует понятия чужого горя, они не только стоят от него в стороне, но сами его же и создают.
Но были и другие. Были те, кто давал приют и кров детям, чудом избежавшим страшной смерти. Их мыли, переодевали, «маскировали» православными крестиками и выпускали во взрослую жизнь – не боясь обысков, пыток и смерти. Это те, кто даже в самое темное время смог остаться человеком, – человеком, который ценил жизнь другого столь же высоко, как и свою, невзирая на различия в национальной и религиозной принадлежности. И в тех условиях это – подвиг, сопоставимый с воздушным тараном или уничтожением десятка танков в одиночку. Благодаря тем неравнодушным людям кто-то из выживших детей смог пойти в партизанский отряд и, продолжая борьбу, приблизить Победу. Кто-то обзавелся семьей и продолжил свой род, но что самое главное – они выжили, чтобы донести до нас свою боль, чтобы весь мир из первых рук знал, чему нельзя дать произойти снова. И главное, чему этот фильм нас учит, – стоять рядом с тем, кто в беде. Несмотря ни на что. Ибо «нет больше любви, чем если кто положит душу за друзей своих» (Евангелие от Иоанна 15:13).
Journal information