Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Пираты из Донецка как средство православного воспитания

Как вы думаете, что у дедушки Мороза в мешке?








Разумеется, подарки для детей. И поскольку новогодне-рождественские каникулы продолжаются, и повод одарить подарками православных детей в виде православного же Рождества ещё остаётся актуальным, то хотелось бы немного вернуться к уже поднятой мною как-то теме игрушек для православных детей. И рассмотреть ещё один интересный набор солдатиков из моего собственного лампового детства, который вполне можно приобрести и в наши дни.

Идею данного материала мне подсказал Богдан Борман (borman_b), опубликовавший в предновогодние дни свой обзор на набор солдатиков "Пираты", выпускавшийся Донецким Заводом Игрушек в период с 1977 года до конца 1980-х годов. Я счел возможным позаимствовать из этого обзора фотографии, но дать к ним собственные комментарии. "Пираты" в детстве (во втором - четвёртом классе) были моим любимым набором солдатиков от донецких изготовителей. Правда, приобрести этот набор полностью мне не довелось - негде было, а по одной фигурке я смог собрать только шесть штук  из комплекта в восемь фигурок. Но речь сейчас не обо мне и не о моих воспоминаниях, а о современных детях.




Вот так выглядят "Пираты" донецкого производства.
Фото взято из открытых источников.



Вид того же набора со спины. Фото из открытых источников.




Что прежде всего обращает на себя внимание? Прежде всего - это одежда пиратов. По всем признакам - короткие штаны, туфли с пряжками, треуголки - перед нами пираты Карибского моря, одетые и снаряженные на XVIII век. Точнее - на начало этого самого века. Об этом же свидетельствует и оружие пиратов. На некоторых из них (судя по всему, это офицеры корабельной команды) даже имеются остатки военно-морского обмундирования, также скроенного на XVIII век. Меж тем, расцвет пиратского промысла пришёлся на предыдущее, XVII столетие. Отметим этот факт - он нам пригодится.

Второе, что обращает на себя внимание - это подставки. Часть пиратов стоят явно на корабельной палубе, на подставках отчётливо видны доски, из которых эта палуба сколочена, и элементы корабельной оснастки. Другие же пираты столь же очевидно находятся на сухой земле - на подставках проступают грунт и трава. Вкупе с XVIII веком, это обстоятельство явно отсылает нас к знаменитому роману Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ", о полезности которого для православного воспитания детей я как-то уже писал. Советую, кстати, обратить внимание не только на тот мой давнишний пост, но и на обсуждение под ним в комментариях, которое, по сути, продолжает тему христианских смыслов романа. Ассоциации с "Островом сокровищ" становятся ещё сильнее, если учесть, что в наборе имеется пират на одной ноге (мы в детстве звали его "Костыль-Нога"), которого так легко ассоциировать с Джоном "Окороком" Сильвером. И ещё один пират - с сундуком и попугаем, вызывающий ассоциации с Билли Бонсом из самой первой советской экранизации (той, которая была сделана в 1930-е годы и радикально искажала замысел Стивенсона).




Пират Костыль-Нога, который у многих советских ребят прочно ассоциировался с Сильвером.
Фото Богдана Бормана



Правда, и в фильмах, и на иллюстрациях к роману Сильвер одет не в пример богаче: этот пират ходит в одной рубашке и коротких штанах, а голову повязывает банданой, в то время, как Сильвера традиционно изображают всё же в кафтане и треуголке. Однако не будем забывать, двух вещей: во-первых, что Остров Сокровищ находится в тропиках, а во-вторых - что следить за формой одежды Сильвера там некому. Так что Джон Окорок вполне мог одеться "по погоде" - так, как он и изображён в донецком наборе солдатиков.




Пират с сундуком и попугаем. Фото Богдана Бормана


А вот этот пират с сундуком и попугаем отсылает к киношному образу Билли Бонса. У книжного Билли был только сундук - попугая держал Сильвер. К тому же этот пират босой - Билли Бонс же вряд ли мог себе позволить расхаживать по Англии босиком, там слишком холодно и слишком сыро для этого. Так что перед нами, скорее всего, обычный матрос с пиратского корабля (ну, или в крайнем случае боцман), в сундуке же у него - нехитрый матросский скарб и некоторые сбережения, добытые морским разбоем, которые он рассчитывает пустить в ход, когда настанет время списаться на берег и жить честно. Мы же с мальчишками в пору моего детства упорно отождествляли этого пирата со знаменитым Флинтом. Основаниями для этого был во-первых сундук (наверняка с теми самыми сокровищами, которые ищут герои Стивенсона), а во-вторых - головной убор (Стивенсон, описывая Флинта, указывает, что голова его была обвязана голубым платком).

Стоит обратить также внимание на том, что под рубахой у этого матроса - деталь, явно не соответствующая эпохе, но очень соответствующая детским стереотипам. Тельняшка. Тельняшки появились на флотах мира только в середине XIX века, в то время, как донецкие пираты явно олицетворяют собой век XVIII. Но в сознании детей - что за моряк без тельняшки? Как-то даже и неудобно о таком говорить! Так историческая достоверность приносится в жертву детским стереотипам и ... коммерческой эффективности.

Настоящим же капитаном донецкой пиратской команды, согласно каталогам (и утверждениям Богдана Бормана, которому я не вижу оснований не верить), является вот этот брутальный дядя в треуголке.





Пиратский капитан. Фото Богдана Бормана


На капитане - бывший английский военно-морской мундир, обветшавший от долгого ношения (правый рукав больше не застёгивается, к примеру), но, тем не менее, придающий его обладателю определённый лоск на фоне основной части его команды (сравните хотя бы с двумя предыдущими солдатиками). Ещё больше лоску придают ему две портупеи с пряжками. Вспомним, что, согласно Делдерфилду (этот писатель ухитрился написать приквел к "Острову сокровищ" под названием "Приключения Бена Ганна", в котором вывел Флинта в качестве одного из центральных персонажей), капитан Флинт любил выглядеть щеголевато. Так что вот он, настоящий Флинт из донецкого комплекта. Кстати, и платок на голове у него на месте - под треуголкой.  Известно также, что Флинт (уже со слов Стивенсона) отлично стрелял - у его пластикового изображения из Донецка за поясом пистолет.




Ещё один офицер пиратской команды - вероятно, старпом или квартермастер (начальник абордажной команды).
Фото Богдана Бормана.



Второй офицер пиратской команды - и снова в треуголке и остатках былой военно-морской униформы - свой пистолет из-за пояса уже вытащил и готовится стрелять. Кстати, в отличие от капитана, он стоит на земле (подставка неровная и на ней проработана трава). Под мундиром у него тельняшка - вероятно, он из числа взбунтовавшихся матросов, выбившийся у пиратов в офицеры. Хотя мой внутренний униформолог громко возмущается тельняшкой под кафтаном XVIII века. Стоит обратить внимание на динамичность позы этого пирата - солдатик явно создавался для боя, а не для того, чтобы его тупо поставить на полку и любоваться.




Третий офицер пиратской корабельной команды - "фехтовальщик" (судя по позе, он явно дерётся
с кем-то на саблях). Фото Богдана Бормана


А вот этот офицер пиратской команды, бросающийся в абордажную схватку (подставка - явно кусок палубы), всем своим видом (стоит отметить детальность проработки его одежды) позволяет чётко понять, что речь идёт именно о начале XVIII столетия, об эпохе Эдварда Тича, Эдварда Ингленда, Хауэлла Дэвиса, Джека Рэкхема и Джона Флинта. На голове у него - не треуголка, а круглая шляпа с загнутыми полями, какие носили в XVII веке. И слава Богу, что хоть на нём нет тельняшки!




Зато она есть вот на этом одноглазом матросе, явно из абордажной команды.
(Фото Богдана Бормана)



Долгое время мне не давали покоя два вопроса о данной фигурке. Во-первых, зачем у него нож в зубах, если одна рука у него свободна? Но пират изображён в динамичной позе, он явно куда-то бросается. И, вероятнее всего, сейчас полезет по лестнице, для чего ему и понадобится свободная рука. А во-вторых - почему он вооружён дубиной? Более действенного оружия не нашлось для пирата XVIII столетия? Однако в блоге Богдана Бормана мне популярно объяснили, что это никакая не дубина, а факел. С учётом того, что пираты частенько атаковали своих жертв по ночам, факел для бойца абордажной команды - вещь очень нелишняя.




Пират с лопатой. Работает столь усердно, что даже снял рубашку.
Стоит обратить внимание на качественную проработку его фигуры и одежды.
Интересно, он закапывает или откапывает клад? (Фото Богдана Бормана)





И, наконец, пират с веслом. Фото Богдана Бормана.



Судя по оборванной одежде, это явно матрос. И явно не от хорошей жизни подался в морские разбойники (на что стоит обратить внимание ребёнка при игре). А судя по тому, что стоит он на палубе и куда-то вглядывается из-под руки,  вероятно, этот гребец осматривает берег, на который ему скоро предстоит десантироваться.

В заключении - пара слов о том, почему этот набор солдатиков, изображающих людей, явно далёких от всякого  благочестия, я считаю душеполезным. Дело в том, что детям очень часто бывает интересно разыгрывать те приключения, о которых они читают в книжках. Дети часто мечтают приобрести в виде игрушек персонажей своих любимых книг и кинофильмов (вспомним хотя бы, как популярны были в "тучные нулевые" куклы в виде персонажей "Гарри Поттера"!). Этот же набор буквально вопиет о своей тесной связи с "Островом Сокровищ" Стивенсона. И если ребёнок этим замечательным романом ещё не заинтересовался - возможно, как раз солдатики-пираты могут его заинтересовать и побудить таки снять с полки соответствующую книгу. Если же книга уже вошла в круг чтения ребёнка - он получит прекрасную возможность разыгрывать сцены из неё с помощью данного комплекта.

Приобрести донецких "Пиратов" можно через интернет по этой ссылке. Цена вопроса - 452 рубля. Сегодня производством этих солдатиков занимается московская фирма "АРК-Модел".




Набор донецких пиратов в полной комплектации. Фото Богдана Бормана.


А вот в такой яркой коробке они сейчас продаются.
Фото из открытых источников
Tags: Культурология, Папское, Православное воспитание детей
Subscribe

Posts from This Journal “Православное воспитание детей” Tag

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments