Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Categories:

Триумф и трагедия красвоенлёта

Как я уже не раз говорил в своём ЖЖ, несмотря на то, что мои симпатии в Гражданской войне бесконечно далеки от "рабоче-крестьянской власти" и её "пролетарской армии", я, однако, не могу не признать, что среди красных в Гражданскую встречались и настоящие герои, демонстрировавшие чудеса самоотверженности и преданности своим ложным идеалам, и действительно талантливые командиры, и толковые военные специалисты. На самом деле это ещё одна сторона всё той же великой русской трагедии - то, что такие люди оказались в Гражданскую на неправильной стороне, что позволили себя увлечь обманчивыми идеалами и лживыми лозунгами, а в результате - воевали на стороне разрушителей своей страны. Как герой моего сегодняшнего рассказа - красный лётчик-истребитель Даниил Щекин.






Красвоенлёты Даниил Щекин и Анатолий Коротков.
Обоим на момент гибели было только по 20 лет.




Лётчик Даниил Щекин отличился во время боёв под Астраханью и Царицыном в 1919 году. И чтобы разобраться как следует в его мотивации, следует хорошо осознать специфику этих боёв.
В районе Астрахани белые (Добровольческая Армия генерала А.И. Деникина) действовала совместно с английским флотом и английской же боевой авиацией. Причём, в отличие от других фронтов Гражданской войны, на побережье Каспия англичане не мелочились и не отделывались присылкой всякого негодного хлама по принципу "На тебе, Боже, что нм негоже". На Каспийском побережье действовали кадровые английские авиаотряды, имевшие за спиной опыт боевых действий на Македонском фронте. Действовали англичане дерзко и весьма эффективно. Так, 22 мая в результате прямого попадания авиабомбы затонул красный эсминец "Москвитянин". 24 мая английские самолёты прикрывали высадку деникинского десанта в районе форта Александровский, причём десант высаживался с английских же барж. Белогвардейцам сопутствовал успех: советский гарнизон капитулировал.

Одновременно 14 мая английская авиация бомбила село Оранжерейное, где располагалась база гидросамолётов. Попытки советских лётчиков помешать британцам успеха не имели: на вооружении английской авиации состояли современные на тот момент бомбардировщики "Де Хэвилленд DH.9" с мощными двигателями на 400 лошадиных сил, угнаться за которыми советские "сопвичи" и "ньюпоры" не могли. 31 мая англичане появились уже над самой Астраханью, разбросав листовки, а уже 5 июня подвергли город настоящей бомбардировке - фугасными бомбами.





Многоцелевой самолёт Де Хэвилленд DH.9 с британскими опознавательными знаками.
Под Астраханью и Царицыном такие использовались в качестве бомбардировщиков.





Англичане на астраханском направлении помогали белым в целом бескорыстно. Вряд ли они могли в здравом уме рассчитывать завладеть прикаспийскими нефтяными промыслами - Деникин был категорически против каких-либо уступок в этом плане. Но англичане воевали в чужой стране, никаких нравственных обязательств по отношению к русскому населению подконтрольных большевикам городов не испытывали, а потому их бомбовые удары, способствуя освобождению русских территорий белогвардейцами, одновременно причиняли страдания ни в чём не повинным русским людям, толкая последних в "красный" лагерь. Плюс к тому, большевики по максимуму раскрутили тему прикаспийских нефтяных промыслов, к захвату которых, якобы, стремилась Англия при поддержке белогвардейцев. До сих пор многие верят в этот миф. Тем более верили в него современники, никакой альтернативной информации не имевшие.

И вот, для противодействия англичанам на Астраханском направлении и прибыли лётчики Щекин и Коротков - недавние выпускники Московской лётной школы. По сути, только они из всех защитников Астрахани умели управлять самолётами-истребителями, знали, зачем эти самолёты нужны и как грамотно применять их в бою.


Прежде всего, Щекин и Коротков решительно прекратили порочную практику взлетать на перехват английских самолётов, когда те появлялись над Астраханью. Пока красные "сопвичи" и "ньюпоры" набирали высоту, англичане на своих мощных и быстроходных машинах успевали сделать своё дело и оторваться от возможного преследования. Вместо этого Щекин и Коротков посменно патрулировали воздушное пространство над городом, выжидая удобного случая, чтобы атаковать противника в лоб. Это приводило к повышенному расходованию топлива, сами лётчики фактически работали на износ, но только таким образом можно было добиться воздушной победы. И при удаче - отвадить англичан от бомбовых ударов по Астрахани.


16 июня 1919 года англичане решили разбомбить Балдинский железнодорожный мост через Волгу. Мост имел стратегическое значение: именно по нему шла основная связь Астраханского укрепрайона с Центральной Россией, именно по этому мосту для гарнизона Астрахани шли вагоны с продовольствием, боеприпасами, медикаментами, пополнением. А обратно на север двигались составы с той самой каспийской нефтью. Так что уничтожение этого моста существенно осложнило бы экономическое положение "Совдепии" и способствовало бы изоляции Астраханского укрепрайона. Не удивительно, что союзники (вероятнее всего, по согласованию с белогвардейцами) нацелились на этот мост.

Коротков и Щекин к этому времени уже неделю посменно дежурили в воздухе. 16 же июня они оказались в воздухе оба. Так что англичан ждали. Заметив четыре неприятельских "Де Хэвилленда", идущие на высоте 2100 метров, Щекин покачал крыльями товарищу, давай условный сигнал, и вышел на перехват, нацеливаясь на головной бомбардировщик. Поймав его в прицел, Щекин нажал на гашетку. Пулемётная очередь пробила радиатор и рубашку охлаждения двигателя английского самолёта, из-под капота брызнули кипяток с паром, и "Де Хэвилленд" с остановившимся винтом быстро пошёл книзу. Добивать противника не было смысла: бомбардировщик падал на советскую территорию, простиравшуюся вокруг на десятки километров. Остальные английские самолёты повернули назад.





Истребитель "Ньюпор-17" с опознавательными знаками РККА.
Именно на таком воевал Данила Щекин.





Сбитый "Де Хэвилленд" опустился на огородах в окрестностях Астрахани. Английские лётчики подожгли самолёт, а сами попытались спастись бегством, но были настигнуты красной конницей и взяты в плен. Как сообщают В. Кондратьев (vikond65) и М. Хайрулин со ссылкой на английские данные, в советском плену оказались лейтенанты Ингрэм и Мэнтл. А о первой воздушной победе над британскими асами командир советского авиаотряда немедленно отбил телеграмму в Москву. Восторг красного командира (на радостях перепутавшего марку сбитого британского самолёта) понятен: до прибытия Щекина и Короткова никаких удач за его лётчиками не значилось, и Астраханский укрепрайон (вместе, увы, с городом и его населением) оставался не прикрыт с воздуха.

Спустя несколько дней Щекин и Коротков снова дали бой английским "Де Хэвиллендам". На этот раз пулемётная очередь Щекина попала в кабину одного из неприятельских самолётов. Пилот был убит на месте (или настолько тяжело ранен, что не мог управлять самолётом), и бомбардировщик почти отвесно рухнул на землю. "На месте его падения, - пишут В. Кондратьев и М. Хайрулин, - красноармейцы собрали куски крыльев и не сгоревшие в бензиновом огне металлические детали фюзеляжа. Мотор ушел так глубоко в грунт, что, выкапывая его, бойцам пришлось изрядно потрудиться," - самолёт от удара взорвался.

Удивительно, но именно факт этого взрыва стал доказательством второй воздушной победы Щекина. Дело в том, что в английских источниках данные об этом воздушном бое отсутствуют. Кондратьеву и Хайрулину не удалось выяснить ни фамилий погибших английских лётчиков, ни даже точной даты их гибели. Однако сохранилась фотография, на которой Щекин и Коротков позируют на фоне обломков уничтоженного неприятельского самолёта. 




Красвоенлёты Щекин (справа) и Коротков
над обломками сбитого ими английского бомбардировщика.




"Если приглядеться к останкам машины, - пишут исследователи, - нетрудно заметить один очень важный момент: фюзеляж, оперение и часть бипланной коробки сгорели дотла, от них остались только стальные расчалки и элементы крепления. Однако тут же лежит абсолютно целая консоль крыла, на которой сохранилась даже полотняная обшивка. Почему этот крупный фрагмент машины не пострадал от огня? Такое могло случиться только если он был отброшен далеко в сторону взрывом или сильнейшим ударом об землю! Или же крыло оторвалось еще в воздухе и упало отдельно от самолета". Как мы помним, первый сбитый Щекиным самолёт английский пилот сумел посадить, после чего лётчики сожгли машину. Здесь же - явные следы сильного взрыва или, как минимум, удара об землю. Так что вторая победа Щекина - вне сомнений.

Примечательно, что "рабоче-крестьянская власть" за эти знаменательные победы решилась наградить Щекина только денежными премиями. Ордена Красного Знамени - единственной на тот момент боевой награды, существовавшей в РККА - молодой советский авиатор за свои подвиги так и не удостоился*. А ведь большевики награждали орденами своих лётчиков и за куда меньшие достижения, и даже за безрезультатные бои, а то и вовсе - за вымышленные! Но вот не вышел происхождением простой русский парень Данила Щекин, вполне искренне увлекшийся революционными идеями, не той он был национальности, чтобы советская власть начала лепить из него "героя Гражданской войны". "Угнетательской", "неполиткорректной" национальности. Совсем не награждать его за явные подвиги, конечно, было бы невозможно - ему и швыряли деньги, как верному и удачливому наёмнику. А ордена и статьи в газетах - это для всяких Лацисов, Эйдеманов да Косиоров. При том, что победы Даниила Щекина стали самой яркой страницей в истории красного воздушного флота за весь 1919 год - в основном красвоенлёты либо "палили в молоко", либо бомбили и обстреливали мирное население без особого ущерба для белогвардейцев, Щекин
же, недавний курсант, одерживал победы над британскими асами с опытом Первой Мировой войны. Ни одному советскому лётчику в тот год больше не удалось сбить английский самолёт. Стоит добавить, что Щекин воевал против современных "Де Хэвиллендов" на морально устаревшем "Ньюпоре".

Возможно, доживи Щекин до Халхин-Гола, Гражданской войны в Испании или Зимней войны, не говоря уже о Великой Отечественной, его военный талант заиграл бы новыми, куда более яркими красками, имея возможность развернуться во всю ширь на современной высокоскоростной авиационной технике. Но Гражданская война с её слабой, ничего особо не решающей авиацией стала первой и последней войной для него.

Даниил Щекин погиб осенью 1919 года на Черноярском плацдарме. К этому времени белая армия генерала П.Н. Врангеля освободила от большевиков Царицын и укрепилась там. "Красный Верден" был превращён врангелевцами в "Белый Верден". Большевики вели на город наступление как с севера, так и с юга, пытаясь отбить Царицын, но в ожесточённых боях их атаки неизменно отражались Врангелем.




Пётр Николаевич Врангель





С воздуха врангелевцев поддерживал 47-й авиадивизион британских ВВС. Дивизион этот состоял преимущественно из молодых и честолюбивых британских лётчиков, опоздавших на Первую Мировую войну и потому особенно рвавшихся отличиться. Для противодействия английской авиации большевики перебросили на Черноярский плацдарм свои лучшие силы - Щекина и Короткова вместе с их самолётами. Большевикам кровь из носу были нужны воздушные победы, чтобы хоть как-то укрепить моральный дух приунывших сухопутных войск, тем более, что английские истребители "Сопвич-Кэмел" регулярно вылетали на штурмовку позиций красной пехоты и поливали эти позиции свинцом.

30 сентября три английских "Кэмела" привычно вылетели на штурмовку. Навстречу им поднялись самолёты Щекина и Короткова. Силы были неравны - два самолёта у красных против трёх у англичан, к тому же Щекин и Коротков никогда прежде не дрались с истребителями, их добычей становились бомбардировщики "Де Хэвилленд". Истребители же "Сопвич Кэмел", введённые в эксплуатацию в 1917 году, отличались исключительно хорошей манёвренностью. Тем не менее, один из "Кэмелов" Щекину удалось повредить и заставить выйти из боя. Однако второй английский истребитель зашёл "Ньюпору" Щекина в хвост и дал очередь, перебившую рулевые тяги. Потерявший управление советский истребитель рухнул в Волгу, Щекин, успевший выбраться из тонущего самолёта, попытался вплавь достичь берега, но то ли ноги ему свело в ледяной воде (конец сентября!), то ли лётчик был ранен, но так или иначе до берега он не дотянул. История сохранила имя английского лётчика, сбившего самолёт Щекина, - им оказался Сэмюэль Кинкэйд, ас Первой Мировой войны. Победа над Щекиным была для него сорок первой по счёту.





Истребитель "Сопвич-Кэмел" британских королевских ВВС.




Даниил Щекин хотел летать и умел летать. Он понимал логику воздушного боя, понимал, как использовать положительные стороны своего самолёта и как скомпенсировать его слабые стороны. Трагедия этого, без преувеличения, героического лётчика состояла в том, что он родился в неподходящее для него время. Когда разразилась революция, он был слишком молод, чтобы толком разобраться в сути происходящих событий. Родом он был из крестьян Рязанской губернии, так что ни богатством, ни образованностью похвастаться не мог. Классическая "целевая аудитория" большевистской пропаганды. Щекин искренне верил, что, сражаясь с британскими асами, он защищает свою Родину, свой народ и его свободу от международных империалистических хищников. На этот счёт сохранилось недвусмысленное свидетельство большевички Ларисы Рейснер. Увы, в действительности он защищал лишь власть кучки самозванцев, для которых русский народ и государственные интересы России были не более, чем разменной монетой в большой политической игре. И погиб за амбиции этой клики, погиб геройски, но для России бесполезно.

___________________________
*Впрочем, имеются сведения, что С.М. Киров таки направил "наверх" представление на награждение Щекина орденом Красного Знамени. Где это представление затерялось, почему в итоге Щекин, несмотря на столь солидную протекцию, всё же остался без ордена - это вопрос, который требует отдельного исследования.

Tags: Гражданская война, История Отечества, Красные, Неизвестных героев не бывает
Subscribe

Posts from This Journal “Красные” Tag

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments