Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Михаил Левитов - о боевом братстве и о том, как отличить красного от белого.

27 сентября ночь прошла спокойно. Обстановка на фронте: разбитый противник отступил на юг и силой не менее 1.500 коней, с одним бронепоездом и двумя бронеавтомобилями, остановился на ночлег в селе Анастасиевка.




Автор воспоминаний - Михаил Левитов



Окружение конницы Гая началось еще до рассвета. Пять верст до Анастасиевки прошли быстро. На востоке уже розовел горизонт и светлые полосы потянулись по небу. 2-й и 3-й полки построились густой резервной колонной, а 1-й полк развернулся для атаки. Батареи стали на позицию. Каждый батальон 1-го полка наметил для себя участок села, и Корниловцы двинулись широким шагом.

Сторожевого охранения у красных не было, их заставы всполошились, когда Корниловцы были уже около крайних хат. Где-то затрещал пулемет, трубы заиграли тревогу. По улице понеслись отдельные всадники, затарахтели грузовики. Из переулка выскочил броневик и наткнулся прямо на Корниловцев. В нем открылась дверца, из нее высунулся по пояс грозный, усатый человек и разразился площадной руганью [1]. Он был тут же пристрелен.

Пока Корниловцы атаковали село, кубанцы рубились с красными эскадронами, выскакивавшими из села. Один всадник схватил Бабиева за конец его красного кубанского башлыка и с криком: «Ага, попался!» уже замахнулся шашкой, но свалился сам от удара Бабиева. Генерал Бабиев при атаке держал поводья в зубах, а шашку в левой руке, правая была у него отнята [2]. Добыча победителя была большая: 6 орудий, 3 броневика, грузовые машины, тачанки с пулеметами, кони, пленные. Были отбиты и взятые накануне в плен Корниловцы. Все они были в одном белье. Конница Гая отошла на Никополь.







В Анастасиевку прилетел летчик и передал приказание: Кубанской и Корниловской дивизиям двигаться безостановочно на Никополь. Корниловская дивизия пошла вдоль полотна железной дороги, а Кубанская левее ее, по плавням. Верстах в шести от села Чернышевка произошел встречный бой с 1-й советской стрелковой дивизией, спешившей из Никополя на помощь коннице Гая. Корниловцы, хотя и выиграли бой без особого напряжения, понесли потери до 250 человек, среди которых были подполковник Челядинов и поручик Федоров.

Перед самой Чернышевкой красные еще раз пытались оказать сопротивление. Пока головной полк вел бой, остальные два полка остановились около насыпи. Вдруг по полотну стали рваться гранаты, а над колонной шрапнели. С хвоста колонны передали, что в тылу показалась конница. Генерал Скоблин поднял 2-й полк и повел его на выстрелы, выслав вперед свой конвой. Вскоре подскакал офицер конвоя и до­ложил, что какая-то конница с пышными хвостами на пиках разворачи­вается на лугу за ручьем. Корниловцы побежали к ручью и уже пригото­вились дать залп, но конница повернулась и ускакала на широком галопе. Тут только Скоблин опознал в скакавших один из полков Бабиева. Генерал Бабиев потом рассказывал, что он никак не мог предположить, что Корни­ловцы в такой короткий срок прошли с боем 15 верст и очутились перед Чернышевкой, но, увидев такую решительность пехоты начать бой с кава­лерией, он сообразил, что перед ним, наверное, Корниловцы и потому вы­вел полк из-под обстрела [3].



Примерно так выглядела конница генерала Бабиева.
На фото - кубанские казаки в 1919 году.



В полночь обе дивизии, Корниловская и Кубан­ская, втянулись на ночлег в Чернышевку. Генерал Скоблин пропускал мимо себя входившие в село полки. Около него и офицеров штаба собрались старые и пожилые крестьяне. «Видно, что солдаты!» — одобрительно гово­рил один старик. Всем хотелось выяснить, каково отношение крестьян к Русской Армии. Крестьяне отвечали уклончиво. Закона о земле, опублико­ванного генералом Врангелем, никто из крестьян не знал, и они ничего о нем не слышали. Когда офицеры стали излагать содержание этого закона, то услышали в ответ: «Закон хороший, сходный, а кто его знает, каков он будет на деле..» В прочность и силу Русской Армии крестьянин не верил, а потому и не придавал значения никаким словам и хорошим законам [4]. Не задумывался он и о том, кто и каким образом может упрочить нужный для него порядок. Для деревни все имевшие власть были «паны», и на гражданскую войну они смотрели как на драку «панов», и при комиссарах и при генералах у мужиков одинаково трещали чубы.

На рассвете Корниловская Ударная дивизия с конной дивизией гене­рала Бабиева атаковала конницу Гая в Анастасиевке, выбив ее, и тут же двинулась преследовать ее. Подойдя к Трем Могилам, что к югу от балки Оленева, 2-й полк получил приказание вести наступление на Чернышевку. Вправо наступал 1-й Корниловский Ударный полк, влево конница генерала Бабиева. К 10 часам полк подошел к Могилкам, что к югу от устья балки Оленева, в ожидании момента выступления 1-го полка. По приходе на Могилки конница красных, 3 - 4 эскадрона с одним броневиком, перешла в наступление. Огонь пулеметов и артиллерии разогнал противника, оста­вившего в одиночестве совершенно новенький броневик, только что при­бывший из Москвы как подарок от рабочих какого-то завода, с запасом динамита на случай его уничтожения.



Броневик времён Гражданской войны



Это происходило на моих глазах. Отступающая конница отскочила по прямой от нас, броневик же почему-то, очевидно плохо ориентируясь на местности, спокойно спустился в широкую балку с вы­соким берегом с нашей стороны и с топким ручьем посередине и напра­вился, как нам казалось, в обход нашего фланга. Я в это время со своими ординарцами выехал как раз на высокий берег балки и, видя эту картину, отдал приказание, чтобы одно орудие на карьере было здесь. Но орудию действовать не пришлось: увидев нас, броневик стал искать, где бы ему переправиться. Видно было, как он торопился, быстро меняя места, потом выехал на параллельную ручью дорогу, команда его выскочила и побежала через болотистый ручей. Как-то получилось, что восторгу нашему не было конца от такого прекрасного подарка, именовавшегося «Калиныч», и мы даже не стреляли по его хозяевам.

После этого 2-й полк повел безостановочное наступление на Чернышевку, громя противника огнем. У балки Успенкова противник задержался, открыл сильный огонь и бросился на нас в контратаку. Батареи, выдвинутые на линию цепей, открыли по красным огонь на картечь, а 4-й батальон перешел в наступление. Противник был отброшен на конницу генерала Бабиева и потерпел полное поражение. Самое село Чернышевка было занято без боя.





Перед самым Никополем красные оказали сопротивление только у села Красногригорьевка. Сбитые со своих позиций Корниловцами, они попали под удары кубанцев и потеряли пленными до двух с половиной тысяч человек и все свои обозы. Никополь был занят без боя. Корниловцы и кубанцы расположились в городе со своими трофеями. Одних только пленных было до четырех тысяч человек. В тот же день к Никополю подошла конница генерала Науменко, переправившаяся через Днепр южнее Никополя, у села Ушкалка. Там же переправилась и пехота генерала Скалона. По словам генерала Науменко, красные атаковали пехоту и препятствовали ее продвижению вперед, сам же генерал Науменко сразу оторвался от своей пехоты и пошел к Никополю.

__________________________________________________________________
Примечания от хозяина журнала
[1] Странное поведение, которого я объяснить не могу. Почему красноармеец, сидящий в броневике, высунулся наружу и осыпал корниловцев бранью, вместо того, чтобы, оставшись под защитой брони, ударить по ним из пулемёта? Атака корниловцев была столь внезапной, что он не разобрал, кто перед ним, решил, что свои?
[2] Остаётся только лишний раз поразиться искусству Бабиева, сумевшего опередить своего противника в тот момент, когда тот уже занёс шашку для удара - при том, что у Бабиева действовала только одна рука.
[3] Данный эпизод в большей степени характеризует Бабиева-полководца, нежели красных. Прошло то время, когда немногочисленные, но слаженные и дисциплинированные отряды белых с лёгкостью разгоняли многотысячные орды красноармейцев. И сами белогвардейцы в мемуарах неоднократно свидетельствуют о стойкости красных в обороне в 1919 - 1920 гг. Но вот ударов конницы Бабиева большевики, судя по его реакции, не выдерживали никогда.
[4] Примечательно, что крестьян, столь недружелюбно встретивших белогвардейцев, никто не повесил, не расстрелял и даже не перепорол, вопреки утверждениям современной большевизанской пропаганды. Белые не смотрели на крестьян как на холопов, которых следовало примерно наказать. Белые видели в них тот самый русский народ, который они рвались освобождать от ига большевиков. И скорее готовы были винить себя в том, что крестьяне им не доверяют, нежели самих этих крестьян.
Tags: Белые, Гражданская война, Заднепровская операция, История Отечества, История Украины, Казачество, Корниловцы, Красные
Subscribe

Posts from This Journal “Гражданская война” Tag

promo mikhael_mark октябрь 6, 2022 14:35 2
Buy for 10 tokens
Обращаюсь прежде всего к мужской части своей аудитории. А также к тем женщинам, у которых есть подросшие сыновья, больше не играющие в игрушки. У вас есть шанс оказать помощь жителю ДНР, пострадавшему от украинской агрессии, причём вам это ни копейки не будет стоить. Вернее, обойдётся только в…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments