Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark

Category:

Священник Алексий Таах: "Не поминающие Патриарха - не христиане"

Итак, братья и сестры... и все остальные, кто к таковым себя не относит - снова всех приветствую.

После публикаций моих прошлых двух статей о Патриархе и непоминающих (ссылки: первая статья, вторая статья), комментаторы сами себя показали, кто есть кто и о чем они думают.





А сейчас давайте разберемся в истории и терминах.

Непоминающие - термин эпохи СССР. Они не поминали на службе Патр. Сергия (Страгородского), который пытался найти компромисс с большевистскими властями (обновленческое движение). Но при этом поминали бывшего под арестом митр. Петра (Полянского), местоблюстителя Патриаршего престола.

Большая их часть погибла в 30-х годах, а после избрания Патриархом Алексия I (Симанского) часть из них примкнуло к Церкви, а часть - осталась вне. Новых последователей не было, остатки умерли от старости, оставаясь в расколе.

Нашего же Патриарха современные "непоминающие" обвиняют в униатстве и экуменизме. Непонятные термины? Проясним.

Уния. Начать стоит, пожалуй, с разделения Церквей.
Изначально, от Христа до 1054 года у нас была Единая, Святая, Соборная, Апостольская Церковь (именно ее мы поминаем в "Символе веры"). Но на созванном в Никее соборе в 1054 году папа Римский Лев IX издал документ на притязание власти.

Объяснял он это так: поскольку апостол Петр был первым епископом Римским, а самому ап.Петру Христос сказал, что на нем (на сем камне) Он создаст Церковь Свою и даст ему ключи от Царства Небесного, то престол Рима - самый главный престол в христианском мире. А значит - он, папа Римский и остальные папы в дальнейшем должны быть главными над всеми христианами всего мира. Ну.. если разбирать вопрос, то у него на это было много личных политических причин, а не духовных. Но сейчас не об этом.

В ответ Патриарх Византийский, а с ним и все восточные Патриархи объявили себя Православными и независимыми от Римского престола. А Запад подчинился папскому примату ("первенству" от лат. prima).
К слову, этот Собор в православном мире не признали, а в католическом до сих пор считают Восьмым Вселенским.

Так вот уния - это прекрасная, но несбыточная мечта. Ее сторонники пытались обратно соединить католиков и православных в одну Церковь. Но проблема в том, что вопрос подчинения папе и многие догматические и богослужебные вопросы устоялись в обеих Церквях настолько, что никто не откажется от своего вероучения в пользу другого.

В Истории те или иные деятели пытались создать униатские церкви, но все эти попытки были безуспешными.

Если простыми словами, то модель была такова: кто-нибудь власть имущий объявлял, что теперь вот тут-то будет уния. Вот эти догматы (вероучительные истины) берем от Запада, а вот эти от Востока и теперь верим так. Разумеется, все эти потуги долго прожить не могли: униатские утверждения не признавались ни католиками, ни православными. Самыми известными в Истории были Лионская уния (1274) и Ферраро-Флорентийская (1439)

Экуменизм - это примерно то же самое, но включает в себя абсолютно все христианские конфессии. В частности - Православие, Католицизм и все ветви Протестантизма (христианское движение против Римо-Католической Церкви, изначально основанное в 16 веке Мартином Лютером, а позже разделившееся на множество ветвей со своими нюансами в догматике и традициях). Иногда у деятелей экуменизма даже заходила речь об объединении с иноверцами (мусульманами, иудеями) в одну религию.

Началось это движение в 1910 году, но ничего исторически важного эти деятели не сделали. Лишь несколько встреч с представителями различных религий и конфессий. Ну и несколько раз у них были межконфессиональные службы, участники которых потом были анафематствованы в своих конфессиях. Тут стоит объяснить, что к чему.

Евхаристическое общение (Полное сопричастие, Литургическое общение) — возможность совместного участия в Евхаристии (Литургии). В разных христианских доктринах этот термин употребляется в разных значениях. Близким по значению является термин Интеркоммунион — возможность совместного причастия.

Суть в том, что канонами Церквей как Православной, так и католической запрещено вступать в евхаристическое общение с представителями иных религий и конфессий.

То есть можно встречаться, общаться, может даже о чем-либо договариваться, как добрые соседи. Православный может даже в качестве туриста-наблюдателя присутствовать в католическом или иноверческом храме во время службы, но не имеет права участвовать в ней. Так же и в обратную сторону.

Но служить совместную Литургию - запрещено. Это, опять же, объясняется разной догматикой: мы по-разному понимаем и воспринимаем Тело и Кровь Христовы.

В общих чертах:

- Католики верят, что хлеб и вино, освящаясь на Престоле на Литургии, пресуществляются. Это значит, что под внешним видом хлеба и вина после освящения на Престоле находятся Кровь и Плоть Христа. То есть прям физически Кровь и, простите, живое мясо. Происходит изменение материи одной в другую. Но поскольку нам такое поедать несвойственно, для нас остается, как бы, иллюзия хлеба и вина.
- Православные верят, что когда хлеб и вино, освящаются в Тело и Кровь Христовы, с ними происходит преложение. То есть Святые Дары истинно и полноценно становятся Телом и Кровью Господа, но в то же время Они истинно и полноценно остаются хлебом и вином. Как? Нам не ведомо, это Таинство Господне. Так же, как Христос был на Земле одновременно полноценно Богом и так же полноценно Человеком. В нашем понимании на Престоле земное соединяется с Божественным и хлеб становится Телом Христовым. Не куском мяса (о какой бескровной жертве тогда может идти речь?), а полноценным Телом, соединяющим через Причастие человека с Создателем.
- У многих ветвей протестантизма учение сводится к тому, что они причащаются лишь символического образа Тела и Крови. Поэтому недопитое вино из общей чаши они могут спокойно вылить в раковину: это просто вино. Кстати, возникло это значение, как и само движение, в качестве протеста против Римо-католической Церкви: протестантские деятели в догмате о пресуществлении видели своеобразный каннибализм.

Согласитесь, объединить ЭТО невозможно. Поэтому желание объединить христиан мира - это мечта красивая, но несбыточная. Единственный путь объединения, приемлемый лично для меня - это если все остальные конфессии мира всецело и полностью примут наше Православие и перейдут к нам, желательно в РПЦ.

Конечно, этого тоже не произойдет, ведь каждый уверен в своей правоте.

Разумеется, Патриарх это знает и понимает. Да, я тоже видел записи, где он с восторгом говорит о том, что хотел бы восстановить то древнее единое христианство. Но это лишь его личные человеческие мечты, не более.

У католиков, например, есть догмат о непогрешимости папы "ex cathedra". То есть если папа Римский говорит с церковной кафедры, то в этот момент на него (по мнению католиков) действует особая благодать и все, что он говорит - истина. У нас же все точно понимают, что Патриарх - человек. Он может и ошибиться и быть неправ, высказывая свое мнение.

Обратите внимание, что в подобных вопросах он никогда не говорит от лица всей Русской Православной Церкви. Когда он вслух размышляет о воссоединении Церкви, он говорит только от своего имени, это его частное мнение, его мечты. И никогда его слова на этот счет не звучали, как официальная позиция РПЦ.

Многие начали возмущаться, услышав о том, что в 2016 году РПЦ хотела принять участие в соборе поместных Православных Церквей. Заметьте, там не участвовали ни католики, ни протестанты, но уже тогда началось множество обвинений Патриарха в экуменизме и униатстве. И обвинения продолжились даже тогда, когда Патриарх отказался от участия в нем: "Собор предстоятелей и представителей поместных Православных Церквей пройдет с 18 по 26 июня на острове Крит без участия Антиохийской, Болгарской, Грузинской и Русской Православных Церквей, предложивших отложить Собор из-за несогласия с проектами некоторых документов и организационными моментами".

А потом случился беспрецедентный случай: встреча владыки Кирилла и папы Римского Франциска 12 февраля 2016 года...

И началось. Огромный шквал осуждений и обвинений в унии и экуменизме. Это при том, что Литургию они служить не собирались (и не служили), а встреча проходила абсолютно прозрачно. Причина встречи - притеснение христиан (и наших, и католических) на Ближнем Востоке и в ряде стран. При этом везде официально отдельно подчеркивалось, что между православием и католицизмом сохраняется множество непримиримых разногласий, но существующая проблема требует диалога.

Сдается мне, что основатели раскола, узнав о запрете на евхаристическое общение, просто убрали непонятное для себя слово "евхаристическое". И осталась только фраза "запрещается общение". Другого объяснение этим экзальтированным выступлениям я не вижу.

Подробное объяснение всех причин и целей этой встречи, а также гневные комментарии от многих будущих раскольников можете почитать здесь.

Ну серьезно. Неужели у Вас, дорогие читатели, нет иноверцев и людей иных конфессий среди друзей/коллег/соседей/одногруппников? Не доводилось ли Вам покупать еду, стройматериалы или пользоваться услугами по ремонту обуви или изготовлению ключей у иноверцев? Или вы бежите от них, как от огня? А как тогда должны были проповедовать апостолы в языческих странах, если христианам "нельзя" общаться с иноверцами?

Можно общаться. Даже нужно, особенно если Вы сможете привести эту душу к православной вере. Но участвовать в их службах и причащаться с ними нельзя.

И, кстати, одним из результатов этой встречи стало привезение в Москву мощей Николая Чудотворца из его гробницы в городе Бари (Италия). Для справки: столица Италии - Рим. Дать такое разрешение может только папа Римский.

И я не припомню, чтобы мощи святителя Николая кто-либо обозвал католическими или еретическими. Напротив! Огромная очередь (в том числе и "непоминающие") собралась пред этой святыней. А вас не смутило, что это результат встречи предстоятелей? Или взыграли лицемерные двойные стандарты?

И обвинители говорили, что Патриарх создает унию, отдает РПЦ во власть католикам и так далее. НО! Уже 2020 год, прошло 4 года, а я служу точно такую же Литургию, какая была и при патриархе Алексии II, без каких либо (в т.ч. католических) нововведений. И не было никаких указаний на поминовение на службе римского папы, что тоже было бы достойной причиной для обвинений. Но нет, служба не менялась.

Встреча прошла, как диалог между соседями: "вы к нам не лезете, мы к вам тоже не лезем, но вот эту проблему надо решить".



Гаваннская встреча Патриарха Кирилла с папой римским

Да, наш Патриарх проводит встречи и беседы с иноверцами, но он не вступает с ними в евхаристическое общение. Это просто встречи. Абсолютно мирные, иногда даже продуктивные. Предстоятель, понимая огромную разницу между всеми религиями и конфессиями, просто ведет мирный диалог. А если вдуматься - то и ведет для них своеобразную проповедь Православия, рассказывая им о своей вере.

Но современным "непоминающим" это неугодно. Они, видимо, желают разжечь религиозную войну. Не любовью к ближним пытаться "ловить души человеческие", не нести свет Христов к тем, кто тоже является творением Божиим (между прочим), к которому мы призваны относиться с любовью. Нет, они всякого, кто живет не по их мировоззрению, желают убить, порвать и закопать.

Христос учил любви, Сам, повторюсь, молился о тех, кто приколачивал Его ко кресту! А вам хочется оскорблять, ненавидеть и протестовать, против того, кто ищет мирного сосуществования с другими. Стоит вам лишь услышать, что Патриарх исполнен любви даже к тем, кто не является православными, вы жаждете яростной, не побоюсь этого слова, нацистской "справедливости". Напомню лишь, что превыше справедливости бывает только милость.

Если владыка где-то и ошибается, это не повод ненавидеть и анафематствовать его. Сами-то к себе вы относитесь с милостью или справедливостью? Или вы святые и безгрешные, никогда не совершаете ошибок?


Увидев врага в Патриархе вы теперь ищите вообще любой повод очернить его, даже если это слухи из желтой прессы. А вы вообще помните, как происходит избрание Патриарха? Несколько избранных митрополитов подчиняются воле Бога и, помолившись, тянут жребий. Сам Господь его над всеми нами поставил: кто вы такие, если вам не нравится решение Господа? Вы вообще верующие?

Чтобы называться христианами, следуйте тому, чему учил Христос: любовь и милость к ближним. Ко всем. После жизни Господь не спросит, скольких "неверных" вы оскорбили и прокляли. Он спросит, сколько вы сотворили милости. Вспомните о милосердном самарянине.

Знаю, что опять поднимется много грязи. Но призываю вас, дорогие братья и сестры, не срываться на гнев в ответ на колкости. Не уподобляйтесь тем, кто желает расколоть Церковь в стремлении доказать кому-нибудь свою правоту. Отвечайте либо с любовью и кротостью, либо не отвечайте вообще, не мечите бисер. Да помилует их и нас Господь!
Tags: Апологетика, Патриарх Кирилл, Православие
Subscribe

Posts from This Journal “Апологетика” Tag

promo mikhael_mark december 26, 2019 12:52 8
Buy for 10 tokens
Как известно, одним из главных аргументов тех, кто категорически выступает против передачи храмовых зданий верующим, является ограниченность финансовых ресурсов у Церкви и отсутствие понимания "всей всемирно культурной ценности этих старинных памятников". В итоге, делается вывод,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments