
Керченское морское сражение.
Начиная новую Русско-Турецкую войну, Османская империя стремилась в первую очередь восстановить свой контроль над Крымским полуостровом, утраченный в 1783 году, после ликвидации Крымского ханства и воссоединения полуострова с Россией. Если бы туркам удалось это сделать, они снова получили бы удобный плацдарм для экспанции в Северном Причерноморье. И снова на русские земли хлынули бы орды боевиков-мусульман в погоне за русскими рабами и наложницами, как это бывало в течение нескольких столетий до 1783 года. В крымских портах снова заработали бы невольничьи рынки. Каковой была бы судьба угодивших на них русских и украинских красавиц - предоставляю судить читателям.
Силы турецкого флота составляли, по одним данным, 10 линкоров, 8 фрегатов и 36 более мелких судов, по другим данным - целых 17 линкоров и 5 фрегатов (при тех же 36 вспомогательных судах). Источники сходятся в количестве пушек на турецкой эскадре - 1100 орудий. Причём на турецких фрегатах были установлены мощные мортиры, способные вести огонь по навесной траектории, перебрасывая свои снаряды через стены береговых укреплений. Так что турецкий адмирал Гиритли Хуссейн-паша к операции подготовился на совесть - его эскадра могла высадить десант при необходимости даже под стенами приморских крепостей. Десанта же было на борту турецких кораблей, по разным данным, от 3000 до 7000 тысяч человек.

Гиритли Хуссейн-паша, командовавший турецкой
эскадрой в ходе Керченского морского сражения
Ушаков, однако, вовремя узнал о планах турок. Дело в том, что в начале июня Фёдор Фёдорович с небольшой эскадрой совершил набег на турецкое побережье, прошёл от Синопа до Анапы, захватил несколько неприятельских кораблей и имел возможность допросить пленных. От них и стало известно, что в Константинополе снаряжается большой флот для набега на Крымское побережье. Вернувшись в Севастополь 27 июня, Ушаков 13 июля снова вышел в море, уже с крупными силами, и начал крейсировать перед входом в Керченский пролив, поджидая неприятеля. Силы эскадры Ушакова были скромнее турецких - 10 линкоров, 6 фрегатов и 17 более мелких судов. Все русские корабли в совокупности имели на борту 860 пушек - едва ли не на треть меньше, чем у противника. Однако Ушаков полагался на своё мастерство и на мастерство своих экипажей, которые он тренировал лично в течение нескольких лет.
19 июля утром с русской эскадры заметили турецкий флот, приближающийся к проливу со стороны Анапы. Поскольку преимущество в артиллерии и в количестве кораблей было у турок, к тому же они занимали наветренное положение, Ушаков решил дать им бой на ходу, чтобы при первом же удобном случае перехватить у противника ветер.

Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков в 1790 году
Турки, впрочем, атаковали первыми, решив использовать своё наветренное положение. Ровно в полдень корабли Гиритли Хуссейн-паши подошли к русской эскадре на расстояние пушечного выстрела и открыли огонь по кораблям русского авангарда. Русские начали отстреливаться. И тут Ушаков обратил внимание, что его фрегаты, вооружённые слабыми 12-фунтовыми пушками, не достреливают до турецких кораблей. Идея пришла мгновенно. Ушаков приказал фрегатам выйти из линии и сформировать отряд резерва с тем, чтобы использовать его при благоприятных условиях. А остальным кораблям - сомнуть строй. В результате линкоры кордебаталии вышли на расстояние пушечного выстрела до противника и смогли поддержать огнём свой авангард.
В 15.00 ветер сменился, и русские оказались в наветренном положении по отношению к туркам. Это позволило Ушакову сблизиться с неприятелем на расстояние картечного выстрела - как он и привык действовать. Одновременно фрегатам, составлявшим, как мы помним, отряд резерва, было приказано обогнуть строй русской эскадры, зайти перед строем турок и атаковать их флагманские корабли. Гиритли Хуссейн попытался улучшить положение своего флота, совершив поворот, однако этот манёвр тольку ухудшил положение турок, ещё больше сократив расстояние между ними и русскими кораблями. Русские вели огонь по неприятелю не только из орудий, но и из личного стрелкового оружия, турецкий флот начал нести большие потери в личном составе.
Тем временем Ушаков на своём флагманском 84-хпушечном линкоре "Рождество Христово" атаковал корабль турецкого младшего флагмана - алжирского адмирала Саид-бея. Отряд фрегатов поддержал адмиральский линкор. На турецком корабле оказались сбиты стеньги и реи. Два раза на турецком корабле вспыхивал пожар, а сбитый кормовой флаг подобрала шлюпка с русского линкора "Святой Георгий".

Флагманский корабль Ушакова "Рождество Христово".
Турки пытались сопротивляться. Гиритли Хуссейн-паша также до последнего не выпускал из рук управления боем. Однако превосходство в выучке русских моряков уже начинало сказываться. Ушаков не зря тренировал своих канониров вести прицельный огонь даже в сильную качку. Теперь их ядра крошили рангоут турецких кораблей. На одном из вражеских линкоров оказалась сбита бизань-мачта, а одно из вспомогательных судов русским удалось потопить.
В 17.00 сильно потрёпанный турецкий флот начал выходить из боя. При этом некоторые их корабли, пытавшиеся уйти от негостеприимных крымских берегов, попадали под сильный огонь с "Рождества Христова" и "Преображения". Губительность русского огня была тем выше, что на вражеских судах скучились солдаты десанта, увеличивая численность экипажей.
Ушаков попытался преследовать отходящий турецкий флот, но турки, имея преимущество в скорости, смогли оторваться от преследования. Керченское сражение завершилось победой Ушакова. Правда, турецкий флот не был уничтожен, как это имело место при Чесме двадцать лет тому назад, а отошёл в относительном порядке, потеряв только один корабль, но десант на Крымское побережье, на который турецкое командование возлагало такие надежды, Фёдору Фёдоровичу удалось благополучно сорвать.

Схема Керченского морского сражения.
В ходе Керченского сражения Ушаков продолжил оттачивать и совершенствовать свою новаторскую тактику морского боя. Именно в Керченском проливе Ушаков впервые применил отряд резерва из фрегатов, там же, в Керченском проливе, он остался верен своему излюбленному приёму - в первую очередь атаковать флагманские корабли противника. Сказалась и выучка русских моряков, с которыми до этого Ушаков усердно занимался. Теперь настала пора пожинать плоды этих усилий.
Но главное - мирное христианское население Северного Причерноморья благодаря победе Ушакова оказалось избавлено от угрозы угодить в рабство, а Севастополь как базу военно-морского флота удалось отстоять.
________________________________________
При написании статьи использованы:
1) Статья Александра Самсонова на "Топваре".
2) Статья Сергея Махова "Морская кампания 1790 года"
3) Статья на сайте "Самое интересное в истории российского флота".
Journal information