А.А. Сахно-Устимович
"Возрождение России связано с возвращением народа к подлинным своим идеалам, которыми жили и вдохновлялись наши благочестивые предки в период созидания Руси.
Чтобы выйти на путь творчества и созидания — необходимо тлетворным учениям безбожия и социализма противопоставить религию Христа, знамя которой вознести на высоту древних героических времен.
Родина наша создавалась и всегда спасалась православной верой, которой предки наши крепко держались. Особенно яркий пример этому представляет собою история Киевской (Малой) Руси Украины. В период тяжких испытаний Украинское казачество по призыву Святой церкви, исполненное религиозным порывом, как один встало на защиту веры своей и народности, Сечь Запорожская, представлявшая собой военно-религиозное братство, являет пример бессмертной доблести и мужества — никакая вражеская сила не могла устоять против восставшего за веру Христову казачества.
Сила народная и в настоящее время хранится в здоровых слоях Украины — она еще не использована.
Путем мобилизаций, многократно проводимых часто сменявшимися правительствами, собрать ее нельзя.
Наблюдаемые по всей Украине повстанческие движения не могут принести пользы, так как не объединены общей идеей, бессистемны, организаторы большей частью люди без всякой политической программы, вследствие чего и самое движение может быть использовано в направлении, враждебном Русской государственности. Лишь при создании особых условий, при которых возможно было бы объединение повстанцев на почве жизненной в народе идеи, повстанческое движение явится тем фактором, который окажет существенную помощь в борьбе с большевизмом.
Такой идеей и является возрождение на берегах Днепра исторического казачества.
Если вождю Русской Армии угодно будет, то и теперь, как это было встарь, на клич его и призыв Матери-Церкви поднимутся потомки Запорожских казаков, верные заветам старины.
Для организации казачества полагал бы необходимым:
1) Обращение Главнокомандующего Русской Армией с воззванием (грамотой) к населению Украины о возрождении Запорожского казачества.
2) Приказ Главного Командования о разрешении формирования в месте, где им будет признано удобным, на территории, занятой Русской Армией, первого Коша Запорожского казачьего войска, с указанием лица, на которое возлагается означенное формирование.
3) Разрешение комплектовать Кош на принципе добровольчества лицами, в настоящее время не призванными на военную службу, по преимуществу уроженцами Украины, лицами, так или иначе связанными с Украиной и сочувствующими идее возрождения исторического казачества. Комплектование Коша состоящими на военной службе допускается лишь из тыловых учреждений.
Кош должен быть сформирован в месячный срок в составе трех родов оружия численностью от 500 до 2000 человек. По сформировании Кош входит в состав десантного отряда и, будучи переброшен в пределы Украины, явится тем ядром, вокруг которого объединятся и организуются строевые казачьи части, положительные элементы Украины.
Если угодно будет возложить на меня организационные работы по сформированию частей Коша Запорожского казачьего войска, мною будет немедленно представлен список лиц, нужных для осуществления означенной задачи.
На территории Украины по мере освобождения ее от большевиков желательно было бы установление гражданского управления в формах, основанных на исторических традициях казачества.
На территории Украины по мере освобождения ее от большевиков желательно было бы установление гражданского управления в формах, основанных на исторических традициях казачества".
Обращают на себя внимание следующий моменты.
1) Автор проекта уверенно стоит на позициях Единой и Неделимой России, рассматривая Украину как её неотъемлемую часть.
2) В то же время автор проекта пытается апеллировать к национальным традициям украинского народа. Следовательно, Белое Движение ни в малейшей степени не может и не должно рассматриваться как "колонизаторское" и "угнетательское" по отношению к украинцам. Слащов, поддержавший проект Устимовича, вообще предлагал предоставить Украине широкую автономию в рамках возрождённой национальной России, с чем Врангель соглашался. Таким образом, предполагалось выбить почву из-под национал-сепаратистской петлюровской пропаганды и одновременно - усмирить собственных ультраправых, чья пропаганда объективно вредила единению антибольшевистских сил.
3) В основу национальной идеи как великороссов, так и малороссов, идеологи Белого Движения клали Православие. Именно Православие, служение Православной Церкви должно было стать основой и для проектируемого Сахно-Устимовичем "вольного казачества". Причём предполагалось "вознести религию Христа на высоту древних героических времён", то есть - довести верность Православию до того уровня, каким он был у мучеников первых веков христианской эры. И уже с этих позиций противодействовать большевикам как вооружённым путём, так и на идеологическом фронте.
В общем, проект крайне любопытный как с точки зрения отношения белых к украинскому вопросу, так и - прежде всего - с точки зрения изучения идеологических основ самого Белого Движения.
Journal information